Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-2В Игарского ОАО в районе оз. Мундуйское
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  18 сентября 1975 г.
Время:  09:35
Страна:  СССР
Место происшествия:  Красноярский край, Туруханский район, близ оз. Мундуйское, 72 км северо-западнее Туруханска
Тип ВС:  Ан-2В
Регистрация ВС:  CCCP-98302
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Красноярское УГА, Игарский ОАО
 


Описание
    В день происшествия четыре экипажа 251 летного отряда выполняли задание по перевозке строительных материалов из а/п Туруханск на озеро Мундуйское по заявке РСУ Рыбкоопа села Туруханск (по другим маршрутам из а/п Туруханск был нелетный прогноз погоды). С целью безопасности встречного движения полеты до озера Мундуйское были организованы разводным маршрутом, через озеро Заказник (12 км восточнее линии пути Туруханск - оз. Мундуйское) с превышением местности по разводному маршруту 275 м. С оз. Мундуйское на Туруханск экипажи должны были следовать утвержденным маршрутом (напрямую).
    Прогноз погоды в районе оз. Мундуйское предусматривал: облачность 7-10 баллов 200-300 м, дымка, видимость 4-6 км, ветер неустойчивый 0-3 м/с. По маршруту Туруханск - оз. Мунудуйское: ложбина, облачность 7 баллов слоисто-кучевая, высотой 200-300 м, в конце маршрута 150-250 м от поверхности земли, слабый дождь, дымка, видимость 4-6 км. Синоптическая обстановка способствовала образованию кучевообразных форм облаков, которые при юго-западных потоках натекали по наветренным склонам холмов и закрывали их вершины.
    Экипаж оборудованного поплавками самолета Ан-2В №98302 произвел первый взлет в 03:02 мск. На борту находилась неоформленная пассажирка и 700 кг груза (кирпичи). Полет проходил на высоте 400 м.
    По показаниям пассажирки, во второй половине маршрута стали попадаться облака, а далее самолет попал в сплошную облачность. Неожиданно взревел мотор, пассажирку выбросило с сиденья к перегородке у 15 шпангоута, туда же полетели кирпичи. После того, как получившая ушибы пассажирка пришла в себя и посмотрела в окно, она увидела, что слева были облака, а справа - озеро Мундуйское, которое она сразу узнала, поскольку жила там. После посадки она спросила второго пилота «Что у нас было?" Он ответил: "Чуть не попали в беду". На ее вопрос, зачем летали в такую погоду, второй пилот ничего не ответил.
    Обратный полет проходил на высоте 500 м. По прибытии на базу экипаж о случившемся не доложил, хотя командир АЭ и командир звена находились в аэропорту, и приступил к подготовке ко второму полету по тому же маршруту.
    Взлет произведен в 05:09. На борту находилось 200 кирпичей весом 800 кг. Через 6 минут после взлета экипаж доложил диспетчеру СДП о полете на высоте 400 м по ПВП. После перехода на связь с «Контролем», в 05:30 экипаж доложил: «Из Туруханска на Мундуйское, 400 ПВП, расчетное прибытие 45 минут». Диспетчер РДП ответил: «Вас понял». Больше на связь экипаж не выходил, а диспетчер его не вызывал. Потеря связи с самолетом обнаружена только через 2 часа 25 минут. Организованными поисками самолет обнаружен в 09:55 разрушенным и частично сгоревшим на склоне возвышенности высотой 410 м в 72 км с МК=348° от а/п Туруханск, западнее прямого маршрута Туруханск - оз . Мундуйское (магнитный курс полета этим маршрутом - 352°). Столкновение с отвесной скалой произошло в горизонтальном полете на высоте 395 м, с работающим двигателем. Самолет полностью разрушился по 9 шпангоут, по 23 шпангоут фюзеляж деформирован. Все три члена экипажа погибли. Катастрофа произошла в 05:35 мск.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 3
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 3


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП ошибка экипажа
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2В
Регистрационный номер (id) ВС CCCP-98302
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 02.08.1958
Заводской номер ВС 110247311
Наработка ВС (часы) 13759
Наработка ВС (циклы) 9937
Силовая установка КЛ 3215064


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Грузовой
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Красноярское УГА, Игарский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Туруханск
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Туруханск
Конечный пункт маршрута Туруханск


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Комиссия установила, что и в первом и во втором полете КВС производил полет напрямую, а не через оз. Заказник (от а/п Туруханск с МК=360°, над озером разворот на курс 325°), с нарушением безопасной высоты и минимума погоды, тем самым не выполнив указание службы движения и командира АЭ. Как и в первом, так и во втором полете радиолокационный контроль отсутствовал ввиду пассивности управления воздушным движением со стороны диспетчеров СДП и РДП а/п Туруханск.
    Комиссия пришла к выводу, что КВС и раньше нарушал безопасную высоту полета по маршруту, но простые метеоусловия позволяли ему обходить визуально возвышенность высотой 416 м (расположена ближе к оз. Мундуйское, в 8 км северо-восточнее высоты 410 м). Свидетели (пассажиры), летевшие в этот день по данному маршруту другими самолетами, показали, что при полете в районе Сухих озер самолеты попадали в облака на высоте полета. Экипажи трех Ан-2 (№23714 - взлет в 03:20, №91704 - взлет в 03:35 и №50564 - взлет в 04:15) показали, что на высоте 400-450 м была слоисто-кучевая облачность до 3 баллов, видимость 4-6 км.
    На полетной карте-десятикилометровке, которой пользовался экипаж, высоты 410 и 416 м не отмечены (хотя экипаж, много раз летавший по данному маршруту, о них знал). На карте указана только высота 266 м.
    Комиссия отмечает, что диспетчерский состав слабо знает ИПП на трассах МВЛ своего района. Штурманское обеспечение в а/п Туруханск на недостаточном уровне, нет четкого взаимодействия службы движения и АМСГ.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причиной катастрофы явилось нарушение экипажем требований НПП ГА-71, выразившееся в нарушении ПВП и ИПП по трассе, спрямлении маршрута и нарушении безопасной высоты полета. Встретив на маршруте погоду хуже установленного минимума, экипаж не вернулся на аэродром вылета. Не имея безопасной высоты, они производили полет, временами следуя в облаках. В результате самолет столкнулся со склоном возвышенности высотой 410 м, в 15 м ниже вершины (на карте этой отметки нет).
    Сопутствующие причины:
    - неудовлетворительная организация подготовки экипажа к выполнению полета;
    - недостаточный контроль за подготовкой и выполнением полетов;
    - слабые знания части диспетчерского состава вопросов УВД;
    - нарушение технологии работы диспетчерским составом;
    - неудовлетворительное использование радиотехнических средств контроля за полетами самолетов службой движения;
    - отсутствие объективного анализа за полетной документацией;
    - недостаточный уровень воспитательной работы в предприятии.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.