Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа ПС-7 Обского отдельного авиаотряда ГВФ в Свердловской области
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  22 октября 1941 г.
Время:  09:15
Страна:  СССР
Место происшествия:  Свердловская область, Сухоложский район, 1,5 км от села Чернокорова
Тип ВС:  ПС-7
Регистрация ВС:  СССР-Л3751
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Обский отдельный авиаотряд ГВФ
 


Описание
    20 октября 1941 года командир Обского отдельного авиаотряда ГВФ дал диспетчеру а/п Тюмень распоряжение подготовить самолет ПС-7 Л-3751 к полету в г. Свердловск для доставки работников Обского отряда и работников ВОХР на заседание партийной комиссии при политотделе Управления воздушной магистрали Москва – Иркутск на 21 октября на 13 часов. Пилотировать самолет до Свердловска командир отряда решил сам.
    21 октября из-за позднего времени вылет не состоялся и был назначен на 6 часов утра 22 октября. Утром 22 октября самолет был подготовлен к полету и выпущен в рейс технической бригадой в составе сменного инженера, авиатехника и авиамоториста.
    Пилот посадил на борт самолета 7 служебных пассажиров. За бортмеханика был назначен в полет сменный инженер. Третьим членом экипажа был бортрадист.
    Приняв от техбригады самолет, не подписав карту технического обслуживания (предполетного осмотра, составленную 04.10.41), пилот в 08:05 вылетел в Свердловск.
    Метеорологическая обстановка по маршруту Тюмень – Свердловск была вполне удовлетворительной: высота облачности 600-1000 м, видимость 4-10 км, температура воздуха -7 -9°С. Несмотря на благоприятные метеоусловия, командир отряда производил полет по всему маршруту на высоте ниже 100 м. Через 1 час 10 минут, в районе станции Дубровная, сдал обороты левый мотор, в результате чего самолет развернуло и накренило влево. В положении левого крена, с большим углом пикирования, самолет левым крылом ударился о дерево и, развернувшись на 180°, упал на землю в 1,5 км от села Чернокорова Сухоложского района Свердловской области (110 км от а/п Свердловск). Угол падения был не менее 70°. Несмотря на выключенное зажигание, самолет загорелся и полностью сгорел. Командир корабля, бортмеханик и 7 пассажиров погибли на месте. Бортрадист получил тяжелые ранения и ожоги и скончался в больнице на третьи сутки.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 3
Пассажиры 7 7
На земле   0
Всего погибших 10


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС ПС-7
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Л3751
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 17.06.1934
Заводской номер ВС 22172
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 2-5370 09831


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Обский отдельный авиаотряд ГВФ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Тюмень (Плеханово)
Пункт назначения Свердловск (Кольцово)
Начальный пункт маршрута Тюмень (Плеханово)
Конечный пункт маршрута Свердловск (Кольцово)


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     1) Основной причиной катастрофы является отказ работы левого мотора. Истинную причину отказа мотора вследствие разрушения его при ударе о землю и пожара выявить не удалось.
    2) Косвенной причиной катастрофы явилась слабая дисциплина в отряде:
    - Командир отряда систематически допускал полеты на недопустимо низкой высоте, беря препятствия горками. Полет 22 октября 1941 г. был выполнен с аналогичными нарушениями «Наставления»;
    - Диспетчер-дежурный аэропорта, вопреки инструкциям, допустил перегрузку самолета на 160 кг;
    - Радиослужба в а/п Тюмень работала плохо. Радиостанция аэропорта, как правило, за самолетами, находящимися в воздухе, не следила, в частности, не следила она и за полетом самолета ПС-7 Л-3751 22 октября;
    - Инструкции по технической эксплуатации в части оформления документами на обслуживание самолетов систематически нарушалась. Так, 04.10.41 г самолет ПС-7 Л-3751 был осмотрен технической бригадой по форме №4, а карта оформлена по форме №3. Перед полетом 22.10.41 г. карта предполетного осмотра самолета сменным инженером не оформлялась и пилоту для росписи не предоставлялась. Бензозаправочное имущество и тара в аэропорту находятся в грязном состоянии, что не исключает возможности попадания грязи и воды в бензобаки самолета. Лаборатория по ГСМ не работает. Техник ГСМ продолжительное время находилась в аппарате Управления, в результате контроль над горючим, выдача паспортов ГСМ на Б-3 не производились. При обслуживании самолета Л-3751 21-22 октября 1941 г. перед вылетом в рейс авиатехник после опробования моторов не вскрывал капотов, не осматривал моторы и не сливал бензин из отстойников бензобаков.
    Виновники:
    Прямых виновников, вследствие гибели экипажа и самолета, вскрыть не удалось. Косвенными виновниками катастрофы самолета являются:
    - авиатехник, допустивший преступно-халатное отношение к своим служебным обязанностям при обслуживании самолета перед вылетом;
    - сменный инженер, допустивший бесконтрольность и халатность в предполетном обслуживании самолета;
    - диспетчер-дежурный аэропорта, выпустивший самолет в рейс с перегрузкой в 160 кг;
    - ст. инженер аэропорта, не обеспечивший правильную организацию обслуживания самолетов и оформления документации.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.