 |
 |
 |
Катастрофа ПС-7 Обского отдельного авиаотряда ГВФ в Свердловской области |
 |
 |
|
 |
 |
 |
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 22 октября 1941 г.
Время: 09:15
Страна: СССР
Место происшествия: Свердловская область, Сухоложский район, 1,5 км от села Чернокорова
Тип ВС: ПС-7
Регистрация ВС: СССР-Л3751
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Обский отдельный авиаотряд ГВФ
|
|
|
 |
|
Описание |
20 октября 1941 года командир Обского отдельного авиаотряда ГВФ дал диспетчеру а/п Тюмень распоряжение подготовить самолет ПС-7 Л-3751 к полету в г. Свердловск для доставки работников Обского отряда и работников ВОХР на заседание партийной комиссии при политотделе Управления воздушной магистрали Москва – Иркутск на 21 октября на 13 часов. Пилотировать самолет до Свердловска командир отряда решил сам.
21 октября из-за позднего времени вылет не состоялся и был назначен на 6 часов утра 22 октября. Утром 22 октября самолет был подготовлен к полету и выпущен в рейс технической бригадой в составе сменного инженера, авиатехника и авиамоториста.
Пилот посадил на борт самолета 7 служебных пассажиров. За бортмеханика был назначен в полет сменный инженер. Третьим членом экипажа был бортрадист.
Приняв от техбригады самолет, не подписав карту технического обслуживания (предполетного осмотра, составленную 04.10.41), пилот в 08:05 вылетел в Свердловск.
Метеорологическая обстановка по маршруту Тюмень – Свердловск была вполне удовлетворительной: высота облачности 600-1000 м, видимость 4-10 км, температура воздуха -7 -9°С. Несмотря на благоприятные метеоусловия, командир отряда производил полет по всему маршруту на высоте ниже 100 м. Через 1 час 10 минут, в районе станции Дубровная, сдал обороты левый мотор, в результате чего самолет развернуло и накренило влево. В положении левого крена, с большим углом пикирования, самолет левым крылом ударился о дерево и, развернувшись на 180°, упал на землю в 1,5 км от села Чернокорова Сухоложского района Свердловской области (110 км от а/п Свердловск). Угол падения был не менее 70°. Несмотря на выключенное зажигание, самолет загорелся и полностью сгорел. Командир корабля, бортмеханик и 7 пассажиров погибли на месте. Бортрадист получил тяжелые ранения и ожоги и скончался в больнице на третьи сутки.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
3 |
3 |
Пассажиры |
7 |
7 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
Горизонтальный (крейсерский) полет |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
ПС-7 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-Л3751 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
17.06.1934 |
Заводской номер ВС |
22172 |
Наработка ВС (часы) |
618 |
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
2-5370 09831 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Транспортный |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Обский отдельный авиаотряд ГВФ |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Тюмень (Плеханово) |
Пункт назначения |
Свердловск (Кольцово) |
Начальный пункт маршрута |
Тюмень (Плеханово) |
Конечный пункт маршрута |
Свердловск (Кольцово) |
|
Подробные сведения
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
1) Основной причиной катастрофы является отказ работы левого мотора. Истинную причину отказа мотора вследствие разрушения его при ударе о землю и пожара выявить не удалось.
2) Косвенной причиной катастрофы явилась слабая дисциплина в отряде:
- Командир отряда систематически допускал полеты на недопустимо низкой высоте, беря препятствия горками. Полет 22 октября 1941 г. был выполнен с аналогичными нарушениями «Наставления»;
- Диспетчер-дежурный аэропорта, вопреки инструкциям, допустил перегрузку самолета на 160 кг;
- Радиослужба в а/п Тюмень работала плохо. Радиостанция аэропорта, как правило, за самолетами, находящимися в воздухе, не следила, в частности, не следила она и за полетом самолета ПС-7 Л-3751 22 октября;
- Инструкции по технической эксплуатации в части оформления документами на обслуживание самолетов систематически нарушалась. Так, 04.10.41 г самолет ПС-7 Л-3751 был осмотрен технической бригадой по форме №4, а карта оформлена по форме №3. Перед полетом 22.10.41 г. карта предполетного осмотра самолета сменным инженером не оформлялась и пилоту для росписи не предоставлялась. Бензозаправочное имущество и тара в аэропорту находятся в грязном состоянии, что не исключает возможности попадания грязи и воды в бензобаки самолета. Лаборатория по ГСМ не работает. Техник ГСМ продолжительное время находилась в аппарате Управления, в результате контроль над горючим, выдача паспортов ГСМ на Б-3 не производились. При обслуживании самолета Л-3751 21-22 октября 1941 г. перед вылетом в рейс авиатехник после опробования моторов не вскрывал капотов, не осматривал моторы и не сливал бензин из отстойников бензобаков.
Виновники:
Прямых виновников, вследствие гибели экипажа и самолета, вскрыть не удалось. Косвенными виновниками катастрофы самолета являются:
- авиатехник, допустивший преступно-халатное отношение к своим служебным обязанностям при обслуживании самолета перед вылетом;
- сменный инженер, допустивший бесконтрольность и халатность в предполетном обслуживании самолета;
- диспетчер-дежурный аэропорта, выпустивший самолет в рейс с перегрузкой в 160 кг;
- ст. инженер аэропорта, не обеспечивший правильную организацию обслуживания самолетов и оформления документации.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|