|
|
|
Катастрофа По-2 Краснокутского ЛУ ГВФ в районе а/д Комсомольское |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 10 августа 1955 г.
Время: 11:45
Страна: СССР
Место происшествия: Саратовская область, Краснокутский район, 11 км северо-восточнее а/д Комсомольское
Тип ВС: По-2
Регистрация ВС: СССР-Ш2300
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Краснокутское ЛУ ГВФ
|
|
|
|
|
Описание |
В день происшествия в Краснокутском ЛУ ГВФ проводились учебные полеты с а/д Комсомольское. Пилот-инструктор 1АЭ 3 отряда Краснокутского ЛУ ГВФ Витолин, после налета 4 часа 21 минуту, произвел в 11:25 (за 45 минут до окончания полетов) взлет с курсантом Никитиным в пилотажную зону для выполнения учебного полета по 5-му упражнению 4-й задачи КУЛП-54 г. (выполнение виражей и восьмерок с кренами 55°, боевых разворотов и скольжения).
Через 20 минут полета в зоне самолет потерпел катастрофу в 2 км от пилотажной зоны №2, находящейся в 11 км северо-восточнее а/д Комсомольское (место катастрофы находится в 4 км юго-восточнее н.п. Солянка и в 4 км северо-восточнее ж.д. станции Тимофеевка). Пилот-инструктор погиб при ударе. Курсант в бессознательном состоянии доставлен в местную больницу, где через 4 часа скончался.
Фактическая погода была: облачность 2-3 балла высотой 1000-1500 м, без осадков, видимость более 8 км, ветер юго-западный 5-7 м/с.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
2 |
2 |
Пассажиры |
0 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
снижение |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
По-2 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-Ш2300 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
04.06.1947 |
Заводской номер ВС |
040647 |
Наработка ВС (часы) |
3543 |
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
1130186 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Тренировочный (учебно-тренировочный) |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Краснокутское ЛУ ГВФ |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Комсомольское |
Пункт назначения |
Комсомольское |
Начальный пункт маршрута |
Комсомольское |
Конечный пункт маршрута |
Комсомольское |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Расследованием установлено: самолет находился в зоне на высоте 700-800 м после выполнения фигур в горизонтальной плоскости (что соответствовало заданию на полет). Потом он перешел с горизонтального полета в штопор (что не предусмотрено заданием на данный полет) и в положении крутого правого штопора, после 5-6 витков, ударился о землю вначале колесами и консолями правой полукоробки, потом втулкой винта и мотором. После удара самолет прополз на фюзеляже 5 м, развернувшись вправо на 45°. Перед ударом экипаж выключил зажигание и перекрыл бензокран.
По характеру входа самолета в штопор установлено, что он был преднамеренно введен в него, с целью тренировки, и вводился курсантом по заданию пилота-инструктора. Курсант Никитин медленно усваивал летную практику и поэтому инструктор мог дополнительно дать ему задание выполнить ввод и вывод из штопора, который отрабатывался курсантом в предыдущих полетах по 4-му упражнению 4-й задачи.
Самолет не выведен из штопора по причине заклинивания сиденьем первой кабины рулей управления. Это подтверждается тем, что в данный летный день сиденье первой кабины дважды непроизвольно опускалось в полетах с инструкторами Витолиным и Дужкиным, причем в полете Дужкина с курсантом Оридорога опущенное сиденье заклинило в полете рули управления во время крутой спирали при пилотировании курсантом под колпаком. Для вывода самолета из создавшегося ненормального положения инструктор Дужкин дал указание курсанту открыть колпак, а сам в это время принял энергичные меры к подъему своего опустившегося сиденья, чем предотвратил быстрое снижение неуправляемого самолета.
Ни инструктор Дужкин, ни инструктор Витолин не прекратили полеты, не доложили об этом руководителю полетов и не приняли мер к устранению неисправности самолета.
Положение курсанта Никитина перед извлечением его из кабины в бессознательном состоянии было таким: левая рука находится в кольце ручки управления, а правая рука за сиденьем с правой стороны, что свидетельствует о стремлении поднять опустившееся сиденье, что удалось ему сделать непосредственно перед столкновением с землей.
В отличие от многих самолетов, По-2 Ш-2300 легко входил и энергично штопорил. У Никитина отмечалась замедленная реакция действий и поэтому подъем опустившегося сиденья курсантом был произведен слишком поздно, что не позволило инструктору вывести самолет из штопора.
|
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Главной причиной катастрофы комиссия считает заедание ручки управления корзиной опустившегося переднего сиденья, где находился курсант, что затруднило и не представило возможным вывести самолет из штопора.
Способствующими причинами являются низкий уровень дисциплины личного состава и неудовлетворительный контроль за работой летного и технического состава, следствием чего является выполнение полета на заведомо неисправной матчасти, самоличное изменение задания пилотом-инструктором в зоне без разрешения непосредственных командиров и руководителя полетов.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|