Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа По-2А Украинского ТУ ГВФ в Арцизском районе Одесской области
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  27 августа 1954 г.
Время:  10:12
Страна:  СССР
Место происшествия:  Одесская область, Арцизский район, колхоз им. 28 июня, с. Павловка
Тип ВС:  По-2А
Регистрация ВС:  СССР-А1867
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Украинское территориальное управление ГВФ
 


Описание
    Командир АЭ 177 авиаотряда Украинского ТУ ГВФ 26 августа 1954 года вылетел с инженером АЭ на борту с базового а/д Одесса в Арцизский район Одесской области для контроля за работой экипажей, выполняющих АХР по внесению минеральных удобрений под зяблевую вспашку. Проверив работу экипажа пилота Тарасова, командир АЭ перелетел в район села Павловка с целью выполнения полетов по рассеиванию минеральных удобрений в колхозе имени 28 июня. До вечера он проводил подготовку к выполнению работ. Полеты были назначены на утро 27 августа. Ночевал командир АЭ в доме у колхозника. Бытовые условия были хорошие, нарушения предполетного отдыха не установлено.
    Утром командир АЭ поднялся в 05:00 и без завтрака убыл на рабочую площадку для подготовки к полетам. После окончания подготовки он начал производственные полеты в 06:40. Выполнив 16 производственных полетов продолжительностью 1 час 30 минут, командир АЭ прекратил полеты для дозаправки самолета горючим и приема пищи. Перерыв в полетах продолжался 15-20 минут. После дозаправки и приема пищи пилот продолжил полеты. Выполняя седьмой полет после перерыва, в 10:12, по показаниям очевидцев, пилот нормально зашел по линии сигнальщиков и выполнил рабочий гон. Закрыв аппаратуру и набрав положенную высоту, он выполнил разворот на 180° и снова снизился до высоты 10-15 м и выбросил остатки химикатов. После выброса химикатов самолет, не набирая высоту, с работающим мотором начал постепенно снижаться и с небольшим углом (8-10°), с очень незначительным левым креном коснулся колесами земли с последующим переходом на мотор и полным скоростным капотом. Пилот, будучи непривязанным ремнями, во время скоростного капота выпал из кабины. В бессознательном состоянии он был отправлен на автомашине в районную больницу, но по дороге, не приходя в сознание, скончался. Самолет подлежит капитальному ремонту.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 1
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета выполнение авиаработ
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС По-2А
Регистрационный номер (id) ВС СССР-А1867
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 1947
Заводской номер ВС 1867
Наработка ВС (часы) 2683
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 4126332


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Авиахимработы
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Украинское территориальное управление ГВФ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Расследованием установлено:
    1) Выпуск самолета с базового аэродрома производился с рядом нарушений:
    а) пилот выпущен с просроченным пилотским свидетельством, хотя срок его годности к полетам, по заключению ВЛЭК, истекает в феврале 1955 г.;
    б) перед вылетом командир АЭ не проходил медицинского осмотра, в полетном задании он сделал запись, что жалоб нет, и расписался.
    2) Командир АЭ лично допустил нарушения: не привязался ремнями, в результате чего при скоростном капоте выпал из кабины.
    3) Осмотром и проверкой материальной части самолета установлено, что она была исправна до столкновения с землей.
    4) Каких-либо нарушений, ошибок в технике пилотирования или каких-либо других неправильных действий со стороны пилота, которые могли бы привести к происшествию, комиссия не установила.
    5) Погода соответствовала минимуму для данного вида полетов: средняя облачность высотой 800-1000 м, видимость 10 км, ветер слабый (2-3 м/с).
    6) Происшествие произошло на совершенно ровной, без каких-либо препятствий местности.
    7) Изучением медицинской книжки пилота (1909 г.р.) установлено, что, начиная с 1947 г., он болеет миокардиодистрофией, в результате чего в 1947 г. признавался временно негодным к летной работе и в феврале 1953 г. ВЛЭК также признан временно негодным к летной работе с переосвидетельствованием через 6 месяцев с диагнозом: эмфизема легких, миокардиодистрофия с явлением сердечной недостаточности I и II степени. Клиническое обследование пилота в Одесской больнице подтвердило диагноз ВЛЭК. После 6-ти месячного пребывания на наземной работе и санаторно-курортного лечения 07.08.1953 г. Киевской ВЛЭК командир АЭ признан годным к летной работе без ограничений при наличии такого же диагноза. При повторном прохождении Киевской ВЛЭК в феврале 1954 г. он также был признан годным к летной работе без ограничений.
    8) Однако, по заявлению ряда лиц, в том числе жены, установлено, что за последнее время, предшествующее катастрофе, у пилота появлялось ухудшение состояния здоровья, которое он упорно скрывал от командования, меднадзора и даже от семьи. Ухудшение здоровья выражалось в неожиданных болезненных явлениях в области сердца, головных болях и утомляемости после полетов.
    9) При паталого-анатомическом вскрытии трупа после катастрофы диагностированной у пилота при жизни болезни – миокардиодистрофии, не установлено. Смерть наступила в результате повреждения при катастрофе жизненно важных органов – печени и почек.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     1) Непосредственной причиной катастрофы является разрушение самолета, произошедшее в результате скоростного капота.
    2) Главная причина катастрофы не установлена. Однако, на основании свидетельских показаний, комиссия предполагает, что причиной преждевременного приземления самолета могло быть только неожиданное резкое ухудшение в состоянии здоровья пилота, которое не дало ему возможности благополучно завершить данный полет.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.