Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа По-2С Западного-Сибирского ТУ ГВФ в районе Кудымкара
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  16 марта 1955 г.
Страна:  СССР
Место происшествия:  Молотовская обл., Коми-Пермяцкий нац. округ, 6 км от дер. Киршинова, Белоевский район
Тип ВС:  По-2С
Регистрация ВС:  СССР-К1522
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Западно-Сибирское территориальное управление ГВФ, Свердловская авиагруппа
 


Описание
    Пилот 122 авиаотряда Свердловской авиагруппы ЗСТУ ГВФ выполнял санитарный рейс по маршруту Кудымкар – Коса – Кудымкар и в 08:55 мск 16 марта 1955 г. вылетел на а/д МВЛ Коса для доставки двух пассажиров. Из Косы он вылетел в обратный рейс в 10:05 с врачом Косинской райбольницы на борту. В а/п Кудымкар самолет не прибыл. Организованные поиски результатов не дали.
    Самолет найден 15 мая 1955 г местными жителями пос. Кузьва Кирьяновского лесопункта на территории Белоевского района Коми-Пермяцкого национального округа Молотовской области в густом лесном массиве в 151-ом квартале Ошибского лесничества Кудымкарского лесхоза (6 км от деревни Киршинова Трапезниковского сельсовета и в 5 км от пос. 70-го квартала Кирьяновского мехлеспункта). Пилот и пассажирка погибли.
    На основании показаний очевидцев из местных жителей, видевших самолет перед катастрофой, осмотра места происшествия и показаний барограммы комиссия считает, что катастрофа произошла при следующих обстоятельствах: пилот, возвращаясь из Косы в Кудымкар, на участке маршрута Сорол – Кудымкар встретил ливневый снегопад фронтального характера, сопровождающийся сильным порывистым ветром и горизонтальной видимостью менее 1 км. В этих условиях пилот вместо своевременного выхода из плохой погоды и посадки на ближайшей запасной площадке продолжил полет при погоде ниже установленного для него минимума. Приняв позднее решение о возврате, пилот после разворота производил полет на недопустимо малой высоте, в результате чего самолет правой полукоробкой зацепил за вершину 40-метровой ели, которая была выше полога леса на 8-10 м, срезал обе правые плоскости по стойки и, разрушаясь, упал в лес. При лобовом ударе самолета о ствол дерева диаметром 40-50 см пилот и пассажирка погибли. Самолет и мотор разрушены. Осмотр остатков самолета и мотора показал, что до столкновения с деревьями мотор работал нормально.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 1
Пассажиры 1 1
На земле   0
Всего погибших 2


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС По-2С
Регистрационный номер (id) ВС СССР-К1522
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 25.01.1947
Заводской номер ВС 0448
Наработка ВС (часы) 4967
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 4126208


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Санитарный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Западно-Сибирское территориальное управление ГВФ, Свердловская авиагруппа
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Коса
Пункт назначения Кудымкар
Начальный пункт маршрута Коса
Конечный пункт маршрута Кудымкар


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Расследованием установлено:
    1) Прогноз погоды по маршруту Кудымкар - Коса – Кудымкар с 8 до 14 часов соответствовал личному минимуму пилота и предусматривал: облачность 7-10 баллов, слоисто-кучевая, кучево-дождевая высотой 300-600 м, снег, метель, видимость 2-4 км, ветер юго-западный 45-55 км/ч, в облаках обледенение.
    Перед вылетом выпускавший пилота командир звена получил в 07:52 из Кочево штормовое оповещение о снегопаде с видимостью 500 м и в 08:42 сообщение из Гайн о ухудшении видимости до 1500 м, что ставило под сомнение правильность прогноза погоды. Не приняв мер к уточнению прогноза, командир звена выпустил самолет в рейс.
    2) Прогноз погоды по маршруту, составленный дежурным синоптиком АМСГ а/п Молотов, не оправдался. Штормовое оповещение, полученное АМСГ а/п Молотов из Кочево (35 км западнее линии пути Кудымкар – Коса) в 07:53, свидетельствовало о наличии вторичного холодного фронта, двигавшегося в восточном направлении, однако дежурный синоптик АМСГ, в нарушение Наставления по службе прогнозов, своевременно коррективы в ранее переданный прогноз погоды не внесла, хотя имела достаточно времени для его изменения и передачи в Кудымкар до вылета самолета.
    К моменту прилета самолета на а/д Коса в районе аэродрома усилился снегопад и видимость ухудшилась до 1 км, о чем пилот сообщил по телефону дежурному наблюдателю Косинской гидрометеостанции и спросил, почему она не дает штормового предупреждения. Та ответила, что по ориентирам видимости гидрометеостанции Коса (1,5 км от аэродрома Коса) видимость около 4 км. Опросом же местных жителей и показаниями коменданта аэродрома установлено, что к моменту прилета самолета в район а/д Коса видимость была менее 1 км.
    3) Пилот при подходе к а/д Коса встретил снегопад, ухудшивший видимость до 1 км. Вместо возврата на аэродром вылета, пилот продолжил полет и произвел посадку при погоде ниже установленного для него минимума. В таких же метеоусловиях пилот вылетел из Косы.
    4) Комендант а/д Коса свои обязанности знает плохо, вследствие чего самолет был выпущен им при погоде ниже установленного минимума аэродрома и пилота.
    5) В 122 ао в осенне-зимний период 1954-55 гг имели место многочисленные (53 раза) случаи выпуска самолетов в рейс при прогнозе погоды ниже установленного минимума для пилотов и трасс, особенно неблагополучно с этим в Кудымкарском звене. Пилот только в феврале 1955 г четырежды нарушал установленный минимум погоды.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Главной причиной катастрофы является неудовлетворительная организация полетов в 122 авиаотряде, выразившаяся в систематических нарушениях частью командного и летного состава требований §§ 164, 207 и 321 НПП ГА-51 при полетах на МВЛ в осенне-зимний период 1954-55 гг.
    Другие причины:
    а) неоправдавшийся прогноз погоды по трассе Кудымкар – Коса – Кудымкар, выданный дежурным синоптиком АМСГ в нарушение Наставления по службе прогнозов, как результат неудовлетворительной организации метеорологического обслуживания полетов самолетов 122 авиаотряда на МВЛ со стороны АМСГ а/п Молотов;
    б) нарушение пилотом установленного для него минимума полетов.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.