Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа По-2С Северного ТУ ГВФ на озере Белое
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  08 марта 1955 г.
Время:  13:17
Страна:  СССР
Место происшествия:  Вологодская область, Белозерский район, озеро Белое, 4 км юго-восточнее дер. Чалекса
Тип ВС:  По-2С
Регистрация ВС:  СССР-К402
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Северное территориальное управление ГВФ
 


Описание
    Пилот 71 аосп Северного ТУ ГВФ выполнял транспортный полет по маршруту Вологда – Кириллов – Чарозеро – Белозерск – Шола – Кириллов – Вологда. Взлет в а/п Вологда произведен в 09:31. На борту находились 2 пассажира, 17 кг почты и 10 кг груза. Через 1 час полета пилот произвел посадку в Кириллове. В 11:15 самолет произвел посадку в Чарозере, где был высажен 1 пассажир. В 12:10 самолет прибыл в Белозерск. Там пилот осмотрел материальную часть и дозаправил 30 кг бензина. Взяв 34 кг груза, он в 12:25 вылетел в Шолу, где произвел посадку в 12:50. Сняв груз и произведя обмен почты, пилот в 13:00 вылетел в обратный рейс в Вологду с посадкой в Кириллове. На борту находился 1 пассажир (фельдъегерь). Через 17 минут полета (в 13:17) самолет потерпел катастрофу в 4 км юго-восточнее деревни Чалекса, на льду озера Белое, в 800 м от берега. Пилот и пассажир погибли.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 1
Пассажиры 1 1
На земле   0
Всего погибших 2


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС По-2С
Регистрационный номер (id) ВС СССР-К402
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 06.05.1946
Заводской номер ВС 0162
Наработка ВС (часы) 3574
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 1130746


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Северное территориальное управление ГВФ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Шола
Пункт назначения Кириллов
Начальный пункт маршрута Вологда
Конечный пункт маршрута Вологда


Подробные сведения

Описание развития аварийной ситуации     Расследованием установлено: фактическая погода с момента вылета и в момент катастрофы соответствовала прогнозу (облачность 10 баллов, слоисто-кучевая, слоисто-дождевая 300-600 м, снег, дымка, видимость 4-10 км, в снеге 2-4 км, ветер южный 30-40 км/ч). По показаниям других пилотов, полеты проходили при наличии болтанки. После вылета из Шолы фактическая высота полета была 420 м (согласно барограмме). После 16 минут полета самолет начал резко снижаться с большим углом снижения (50-60°) и с разворотом влево от ЗМПУ=130° до курса 360° в сторону озера Белое, с работающим мотором на большой скорости ударился о лед, перевернулся через носовую часть и полностью разрушился.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Комиссия считает, что главной причиной катастрофы является потеря поперечной управляемости самолетом, которая произошла вследствие соскальзывания троса элерона с ролика верхней левой плоскости и защемления троса между планкой кронштейна и роликом, о чем свидетельствует характерный глубокий след на ролике с отпечатанными нитями троса. При полете самолетов По-2 в условиях болтанки создается поочередное ослабление верхней или нижней цепи тросов управления элеронами в силу одновременного перемещения элеронов вверх или вниз. Ослабление тросов и свободное перемещение подвески вместе с роликами на оси вращения в пределах 180° создают благоприятные условия для выхода троса из беговой канавки ролика с последующим зацеплением троса или соскальзывания с ролика на его ось. Данные выводы подтверждаются проведенными экспериментами на пяти самолетах По-2 в 71 авиаотряде при натяжении тросов с силой от 20 до 30 кг при поднятии всех четырех элеронов. При наличии больших зазоров между роликом и планкой трос свободно полностью соскакивает на ось ролика.
    Другие причины, способствовавшие катастрофе: отсутствие всякой видимости в сторону озера, где из-за наличия белого снегового покрова, слабого снегопада, отсутствия ориентиров, горизонт нельзя было отличить от поверхности озера. Отсутствие видимости усложнило создавшуюся обстановку по управлению самолетом.
    В заключении ГосНИИ ГВФ, исследовавшего состояние управления элеронами самолета, вывод комиссии опровергается:
    Установлено, что имеющиеся на ролике повреждения произошли при разрушении конструкции самолета в момент происшествия, а не в результате выхода троса из ролика в полете.
    Указанные выводы подтверждаются следующими факторами и обстоятельствами:
    1) Наличием царапин на правой наружной поверхности ролика вследствие протаскивания троса в направлении хвостовой части самолета и обрывом кронштейна трубы ножного управления. Направление протаскивания троса установлено по наличию характерных заусенцев на ролике, образовавшихся при касании троса о ролик. По сообщению комиссии, самолет отошел от курса в левую сторону. Если бы разворот самолета влево произошел вследствие заедания троса в полете, то при попытке восстановить курс перемещение правого троса должно быть в направлении к пилоту, то есть, противоположное тому, что установлено по характеру повреждений на ролике.
    2) Наличием обмятия правой стороны желоба ролика , сопровождающимся образованием радиально расположенных вмятин и рисок. Последнее указывает на срыв троса под очень большим усилием в правую сторону от ролика, в то время, как при работе троса если и могли создаться усилия, то только для плавного выхода его с ролика в левую сторону, вследствие сужения тросовой проводки к хвостовой части самолета.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.