|
|
|
Катастрофа По-2С Северного ТУ ГВФ на озере Белое |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 08 марта 1955 г.
Время: 13:17
Страна: СССР
Место происшествия: Вологодская область, Белозерский район, озеро Белое, 4 км юго-восточнее дер. Чалекса
Тип ВС: По-2С
Регистрация ВС: СССР-К402
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Северное территориальное управление ГВФ
|
|
|
|
|
Описание |
Пилот 71 аосп Северного ТУ ГВФ выполнял транспортный полет по маршруту Вологда – Кириллов – Чарозеро – Белозерск – Шола – Кириллов – Вологда. Взлет в а/п Вологда произведен в 09:31. На борту находились 2 пассажира, 17 кг почты и 10 кг груза. Через 1 час полета пилот произвел посадку в Кириллове. В 11:15 самолет произвел посадку в Чарозере, где был высажен 1 пассажир. В 12:10 самолет прибыл в Белозерск. Там пилот осмотрел материальную часть и дозаправил 30 кг бензина. Взяв 34 кг груза, он в 12:25 вылетел в Шолу, где произвел посадку в 12:50. Сняв груз и произведя обмен почты, пилот в 13:00 вылетел в обратный рейс в Вологду с посадкой в Кириллове. На борту находился 1 пассажир (фельдъегерь). Через 17 минут полета (в 13:17) самолет потерпел катастрофу в 4 км юго-восточнее деревни Чалекса, на льду озера Белое, в 800 м от берега. Пилот и пассажир погибли.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
1 |
1 |
Пассажиры |
1 |
1 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
Горизонтальный (крейсерский) полет |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
По-2С |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-К402 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
06.05.1946 |
Заводской номер ВС |
0162 |
Наработка ВС (часы) |
3574 |
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
1130746 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Транспортный |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Северное территориальное управление ГВФ |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Шола |
Пункт назначения |
Кириллов |
Начальный пункт маршрута |
Вологда |
Конечный пункт маршрута |
Вологда |
|
Подробные сведения
Описание развития аварийной ситуации |
Расследованием установлено: фактическая погода с момента вылета и в момент катастрофы соответствовала прогнозу (облачность 10 баллов, слоисто-кучевая, слоисто-дождевая 300-600 м, снег, дымка, видимость 4-10 км, в снеге 2-4 км, ветер южный 30-40 км/ч). По показаниям других пилотов, полеты проходили при наличии болтанки. После вылета из Шолы фактическая высота полета была 420 м (согласно барограмме). После 16 минут полета самолет начал резко снижаться с большим углом снижения (50-60°) и с разворотом влево от ЗМПУ=130° до курса 360° в сторону озера Белое, с работающим мотором на большой скорости ударился о лед, перевернулся через носовую часть и полностью разрушился. |
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Комиссия считает, что главной причиной катастрофы является потеря поперечной управляемости самолетом, которая произошла вследствие соскальзывания троса элерона с ролика верхней левой плоскости и защемления троса между планкой кронштейна и роликом, о чем свидетельствует характерный глубокий след на ролике с отпечатанными нитями троса. При полете самолетов По-2 в условиях болтанки создается поочередное ослабление верхней или нижней цепи тросов управления элеронами в силу одновременного перемещения элеронов вверх или вниз. Ослабление тросов и свободное перемещение подвески вместе с роликами на оси вращения в пределах 180° создают благоприятные условия для выхода троса из беговой канавки ролика с последующим зацеплением троса или соскальзывания с ролика на его ось. Данные выводы подтверждаются проведенными экспериментами на пяти самолетах По-2 в 71 авиаотряде при натяжении тросов с силой от 20 до 30 кг при поднятии всех четырех элеронов. При наличии больших зазоров между роликом и планкой трос свободно полностью соскакивает на ось ролика.
Другие причины, способствовавшие катастрофе: отсутствие всякой видимости в сторону озера, где из-за наличия белого снегового покрова, слабого снегопада, отсутствия ориентиров, горизонт нельзя было отличить от поверхности озера. Отсутствие видимости усложнило создавшуюся обстановку по управлению самолетом.
В заключении ГосНИИ ГВФ, исследовавшего состояние управления элеронами самолета, вывод комиссии опровергается:
Установлено, что имеющиеся на ролике повреждения произошли при разрушении конструкции самолета в момент происшествия, а не в результате выхода троса из ролика в полете.
Указанные выводы подтверждаются следующими факторами и обстоятельствами:
1) Наличием царапин на правой наружной поверхности ролика вследствие протаскивания троса в направлении хвостовой части самолета и обрывом кронштейна трубы ножного управления. Направление протаскивания троса установлено по наличию характерных заусенцев на ролике, образовавшихся при касании троса о ролик. По сообщению комиссии, самолет отошел от курса в левую сторону. Если бы разворот самолета влево произошел вследствие заедания троса в полете, то при попытке восстановить курс перемещение правого троса должно быть в направлении к пилоту, то есть, противоположное тому, что установлено по характеру повреждений на ролике.
2) Наличием обмятия правой стороны желоба ролика , сопровождающимся образованием радиально расположенных вмятин и рисок. Последнее указывает на срыв троса под очень большим усилием в правую сторону от ролика, в то время, как при работе троса если и могли создаться усилия, то только для плавного выхода его с ролика в левую сторону, вследствие сужения тросовой проводки к хвостовой части самолета.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|