Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа По-2Л Восточно-Сибирского ТУ ГВФ в районе Горячинска
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  28 января 1955 г.
Время:  11:45
Страна:  СССР
Место происшествия:  Бурят-Монгольская АССР, озеро Байкал, 9 км северо-западнее Горячинска
Тип ВС:  По-2Л
Регистрация ВС:  СССР-Л2064
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Восточно-Сибирское территориальное управление ГВФ, 138 ОАО
 


Описание
    26 января 1955 г пилот 138 ОАО ВСТУ ГВФ Лузгачев выполнял полет по маршруту Улан-Удэ – Баргузин – Улан-Удэ с целью перевозки груза, почты и пассажиров. Прибыв в Баргузин, пилот остался на ночевку в связи с резким усилением ветра. Вместе с ним остались на ночевку пилоты Шевченко, Шанин, Горин и Гриднев, которые также выполняли полеты по указанному маршруту.
    28 января из Улан-Удэ получены согласие на прием и прогноз погоды по маршруту Баргузин – Улан-Удэ следующего содержания: с 4 до 8 часов облачность 5-10 баллов верхняя, средняя, без осадков, видимость более 10 км, ветер западный 25-35 км/ч.
    Начальник а/п Баргузин разрешил вылет самолетов. Первым вылетел По-2 Л-2048 (пилот Шевченко) в 04:20 мск, в 04:25 вылетел По-2 Л-737 (Шанин), в 04:30 По-2 К-1419 (Гриднев), в 04:35 По-2С К-1231 (Горин) и пятым вылетел Лузгачев на По-2 Л-2064 в 04:50.
    Шевченко в районе н.п. Турка встретил снегопад с видимостью менее 2 км, в нарушение требований НПП ГА-51 еще 10 минут продолжал полет, надеясь на улучшение видимости. Потом он развернулся и вернулся к н.п. Турка, где увидел просвет и вместо решения о вынужденной посадке на озеро Котокельское принял решение лететь в просвет и по реке Турка, с уклонением от маршрута на 75 км, прибыл в Улан-Удэ, затратив на полет 4 часа 35 минут вместо 2 часов 50 минут по расчету.
    Шанин, не долетев 30 км до н.п. Турка, встретил снегопад с видимостью менее 4 км, развернулся для возврата в Баргузин, но, не встретив на обратном пути улучшения погоды, вышел на озеро Байкал и по берегу долетел до н.п. Горячинск, где видимость была 1-2 км. Взяв курс на Улан-Удэ, пилот вышел на озеро Котокельское и произвел вынужденную посадку при видимости менее 1 км через 3 часа 15 минут полета.
    Гриднев встретил плохие метеоусловия, не долетая до Турки, и произвел возврат, но на обратном пути в районе н.п. Максимиха встретил снег с видимостью менее 2 км, вышел на озеро Байкал и в условиях снегопада с видимостью 1 км произвел вынужденную посадку через 2 часа 06 минут полета.
    Горин, встретив плохую погоду в районе Максимихи, нарушил безопасную высоту, на высоте ниже безопасной вышел на озеро Байкал, вдоль берега, при видимости 1-2 км, долетел до Черемухово (южная оконечность оз. Котокельское), где видимость улучшилась до 4-6 км, набрал высоту 800 м и прибыл в Улан-Удэ, затратив на полет 3 часа 06 минут.
    Лузгачев, по данным затраченного на полет времени, по показаниям очевидцев и по курсу его выхода на озеро Байкал, встретил погоду ниже минимума в районе Максимихи и пытался вернуться в Баргузин, но вследствие ухудшения погоды пройти не смог и решил выйти на озеро Байкал. Выполняя полет над лесным массивом при видимости менее 1 км, пилот неожиданно выскочил на ровную снеговую поверхность озера Байкал и, потеряв землю, на высоте 200-250 м стал выполнять левый разворот, во время которого с пилотированием самолета в сложных метеоусловиях не справился, потерял пространственное положение, свалился в штопор и в 06:45 под углом 70-80° ударился о лед в 150 м от берега, в 9 км северо-западнее н.п. Горячинск. Пробив прорубь, мотор и кабина самолета вместе с пилотом и двумя пассажирами затонули на глубине 5 м. Разрушенные полукоробки крыльев остались на льду.
    В 04:50 из Улан-Удэ в Баргузин вылетел пилот Бетинов. Долетев до Черемухово, он встретил снегопад с видимостью менее 4 км и произвел возврат.
    В 04:55 из Улан-Удэ в Баргузин вылетел пилот Якимов. Встретив те же самые условия, он игнорировал возможность возврата, продолжил полет до н.п. Горячинск при видимости 1-2 км, вышел на озеро Байкал и, увидев сидящий самолет Гриднева, в условиях видимости 1 км с четвертого захода произвел вынужденную посадку.
    Вылетевший из Улан-Удэ в Баргузин в 05:40 пилот Смирнов, вследствие быстрого смещения на северо-запада снеговых волн, выполнял полет в условиях видимости 4-6 км и в 08:00 произвел посадку в Баргузине.
    Ухудшение метеообстановки на участке Усть-Баргузин – Черемухово произошло вследствие прохождения вторичного холодного фронта, обострившегося в дневное время в результате выноса теплого воздуха из южных районов, чего не предусмотрела синоптик АМСГ Улан-Удэ, выписывая прогноз погоды. Дезориентированные хорошим прогнозом погоды, пилоты неправильно оценили метеообстановку в полете и не приняли своевременного решения на возврат в пункт вылета.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 1
Пассажиры 2 2
На земле   0
Всего погибших 3


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС По-2Л
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Л2064
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 26.05.1948
Заводской номер ВС 16804019
Наработка ВС (часы) 3848
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 111030


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Восточно-Сибирское территориальное управление ГВФ, 138 ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Баргузин
Пункт назначения Улан-Удэ
Начальный пункт маршрута Баргузин
Конечный пункт маршрута Улан-Удэ


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Основными причинами катастрофы явились:
    1) Неудовлетворительная организация полетов на трассе Улан-Удэ – Баргузин. Неправильная оценка метеообстановки в полете пилотами. Недостаточная подготовка пилота Лузгачева в слепом полете, неправильная постановка воспитательной работы в 138 ОАО. Из 8 пилотов только один принял своевременное правильное решение на возврат.
    2) Плохая организация метеообслуживания полетов на трассе Улан-Удэ – Баргузин и неоправдавшийся прогноз погоды по маршруту полета, выданный синоптиком АМСГ Улан-Удэ.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.