26 января 1955 г пилот 138 ОАО ВСТУ ГВФ Лузгачев выполнял полет по маршруту Улан-Удэ – Баргузин – Улан-Удэ с целью перевозки груза, почты и пассажиров. Прибыв в Баргузин, пилот остался на ночевку в связи с резким усилением ветра. Вместе с ним остались на ночевку пилоты Шевченко, Шанин, Горин и Гриднев, которые также выполняли полеты по указанному маршруту.
28 января из Улан-Удэ получены согласие на прием и прогноз погоды по маршруту Баргузин – Улан-Удэ следующего содержания: с 4 до 8 часов облачность 5-10 баллов верхняя, средняя, без осадков, видимость более 10 км, ветер западный 25-35 км/ч.
Начальник а/п Баргузин разрешил вылет самолетов. Первым вылетел По-2 Л-2048 (пилот Шевченко) в 04:20 мск, в 04:25 вылетел По-2 Л-737 (Шанин), в 04:30 По-2 К-1419 (Гриднев), в 04:35 По-2С К-1231 (Горин) и пятым вылетел Лузгачев на По-2 Л-2064 в 04:50.
Шевченко в районе н.п. Турка встретил снегопад с видимостью менее 2 км, в нарушение требований НПП ГА-51 еще 10 минут продолжал полет, надеясь на улучшение видимости. Потом он развернулся и вернулся к н.п. Турка, где увидел просвет и вместо решения о вынужденной посадке на озеро Котокельское принял решение лететь в просвет и по реке Турка, с уклонением от маршрута на 75 км, прибыл в Улан-Удэ, затратив на полет 4 часа 35 минут вместо 2 часов 50 минут по расчету.
Шанин, не долетев 30 км до н.п. Турка, встретил снегопад с видимостью менее 4 км, развернулся для возврата в Баргузин, но, не встретив на обратном пути улучшения погоды, вышел на озеро Байкал и по берегу долетел до н.п. Горячинск, где видимость была 1-2 км. Взяв курс на Улан-Удэ, пилот вышел на озеро Котокельское и произвел вынужденную посадку при видимости менее 1 км через 3 часа 15 минут полета.
Гриднев встретил плохие метеоусловия, не долетая до Турки, и произвел возврат, но на обратном пути в районе н.п. Максимиха встретил снег с видимостью менее 2 км, вышел на озеро Байкал и в условиях снегопада с видимостью 1 км произвел вынужденную посадку через 2 часа 06 минут полета.
Горин, встретив плохую погоду в районе Максимихи, нарушил безопасную высоту, на высоте ниже безопасной вышел на озеро Байкал, вдоль берега, при видимости 1-2 км, долетел до Черемухово (южная оконечность оз. Котокельское), где видимость улучшилась до 4-6 км, набрал высоту 800 м и прибыл в Улан-Удэ, затратив на полет 3 часа 06 минут.
Лузгачев, по данным затраченного на полет времени, по показаниям очевидцев и по курсу его выхода на озеро Байкал, встретил погоду ниже минимума в районе Максимихи и пытался вернуться в Баргузин, но вследствие ухудшения погоды пройти не смог и решил выйти на озеро Байкал. Выполняя полет над лесным массивом при видимости менее 1 км, пилот неожиданно выскочил на ровную снеговую поверхность озера Байкал и, потеряв землю, на высоте 200-250 м стал выполнять левый разворот, во время которого с пилотированием самолета в сложных метеоусловиях не справился, потерял пространственное положение, свалился в штопор и в 06:45 под углом 70-80° ударился о лед в 150 м от берега, в 9 км северо-западнее н.п. Горячинск. Пробив прорубь, мотор и кабина самолета вместе с пилотом и двумя пассажирами затонули на глубине 5 м. Разрушенные полукоробки крыльев остались на льду.
В 04:50 из Улан-Удэ в Баргузин вылетел пилот Бетинов. Долетев до Черемухово, он встретил снегопад с видимостью менее 4 км и произвел возврат.
В 04:55 из Улан-Удэ в Баргузин вылетел пилот Якимов. Встретив те же самые условия, он игнорировал возможность возврата, продолжил полет до н.п. Горячинск при видимости 1-2 км, вышел на озеро Байкал и, увидев сидящий самолет Гриднева, в условиях видимости 1 км с четвертого захода произвел вынужденную посадку.
Вылетевший из Улан-Удэ в Баргузин в 05:40 пилот Смирнов, вследствие быстрого смещения на северо-запада снеговых волн, выполнял полет в условиях видимости 4-6 км и в 08:00 произвел посадку в Баргузине.
Ухудшение метеообстановки на участке Усть-Баргузин – Черемухово произошло вследствие прохождения вторичного холодного фронта, обострившегося в дневное время в результате выноса теплого воздуха из южных районов, чего не предусмотрела синоптик АМСГ Улан-Удэ, выписывая прогноз погоды. Дезориентированные хорошим прогнозом погоды, пилоты неправильно оценили метеообстановку в полете и не приняли своевременного решения на возврат в пункт вылета.
|