Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа По-2 Северного ТУ ГВФ на озере Слободское
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  18 марта 1954 г.
Время:  17:20
Страна:  СССР
Место происшествия:  Архангельская область, Холмогорский район, оз. Слободское
Тип ВС:  По-2
Регистрация ВС:  СССР-Ф208
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Северное территориальное управление ГВФ
 


Описание
    Начальник АНС 72 авиаотряда Северного ТУ ГВФ в 13:13 вылетел с пилотом отряда по трассе Архангельск – Емецк – (Двинский) Березник - Архангельск с посадками в а/п Емецк и Д.Березник с целью провозки молодого пилота по новой трассе МВЛ.
    Прогноз погоды, выданный АМСГ а/п Кегостров, соответствовал минимуму пилота. В 15:15 самолет прибыл в а/п МВЛ Д.Березник. Дозаправив 20 кг горючего, экипаж прослушал устную консультацию синоптика АМСГ и, получив прогноз погоды и разрешение начальника аэропорта, вылетел в Архангельск.
    Прогноз погоды по маршруту Д.Березник – Архангельск предусматривал: облачность 7-10 баллов слоисто-кучевая, кучево-дождевая высотой 600-1000 м, снег, видимость 4-10 км, в снеге 2-4 км, ветер северо-западный 25-30 км/ч. Прогноз погоды был составлен по синоптической карте 18-ти часовой давности и кольцовке 4-х часовой давности. Естественно, указанные синоптические карты не отражали фактической метеообстановки.
    Экипаж, пролетев 85 км при хороших метеоусловиях, в районе Емецка встретил снежный заряд с видимостью менее 2 км и произвел посадку на а/д МВЛ Емецк в 16:37. Не покидая кабины самолета и не выключая мотора, через 10 минут, после прохождения снегопада и улучшения видимости до 20 км, экипаж вылетел в Архангельск, так как время действия прогноза не истекло и ухудшения горизонтальной видимости не предвиделось прогнозом. В устной консультации синоптика АМСГ также не было сказано о наличии фронтов по предстоящему маршруту полета. Пролетев 90 км по трассе, в районе озера Слободское экипаж встретил снегопад с постепенным ухудшением горизонтальной видимости. Когда видимость стала снижаться менее 2 км, начальник АНС передал пилоту приказание о возврате. В момент разворота снегопад усилился. Самолет, развернувшись на 90°, вышел на белую поверхность озера. Пилот, не справившись с пилотированием самолета по приборам, потерял пространственное положение. Самолет с работающим мотором на скорости 150 км/ч в 17:20, ударившись правой полукоробкой о лед озера, перешел на мотор, левую полукоробку крыльев и полностью разрушился. Пилот погиб, начальник АНС 72 ао получил тяжелые ранения. Катастрофа произошла в 45 км юго-восточнее Архангельска.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 1
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС По-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Ф208
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 29.12.1945
Заводской номер ВС 11376
Наработка ВС (часы) 1024
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 4125928


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Северное территориальное управление ГВФ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Емецк
Пункт назначения Архангельск (Кегостров)
Начальный пункт маршрута Березник
Конечный пункт маршрута Архангельск (Кегостров)


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Расследованием установлено:
    1) Прогноз погоды, выданный синоптиком а/п Д.Березник, был составлен вопреки Наставлению по службе прогнозов, по устаревшим синоптической и кольцевой картам. В результате экипаж был дезориентирован хорошим прогнозом погоды и прослушанной устной консультацией синоптика и не ожидал ухудшения погоды, связанного с прохождением обострившихся вторичных фронтов по трассе.
    2) Ввод в строй и допуск к самостоятельным полетам молодого пилота в авиаотряде производился с нарушением установленных правил КУЛС По-2-51 г. Из причин катастрофы следует, что элементы слепого полета у пилота были отработаны плохо.
    3) Командир отряда и его заместитель по летной части с пилотом не летали и перед допуском к самостоятельным полетам технику пилотирования лично не проверяли.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Основными причинами катастрофы явились:
    1) Неоправдавшийся прогноз погоды, составленный АМСГ а/п Д.Березник по устаревшим синоптическим картам, который не предусматривал резкого ухудшения погоды в виде прохождения интенсивных снегопадов, связанных со вторичными фронтами, при видимости менее 500-1000 м.
    2) Неумение пилота пилотировать самолет по приборам в сложных метеоусловиях ввиду слабой подготовки и малого опыта летной работы (общий налет 133 часа).
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.