Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа По-2 СКТУ ГВФ в районе Будённовска
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  22 февраля 1954 г.
Время:  13:55
Страна:  СССР
Место происшествия:  Ставропольский край, 11 км западнее а/п Будённовск
Тип ВС:  По-2
Регистрация ВС:  СССР-А1495
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Северо-Кавказское территориальное управление ГВФ
 


Описание
    21 февраля 1954 г. командир звена 83 авиаотряда СКТУ ГВФ получил задание от заместителя командира отряда по летной части вылететь в качестве пассажира из Ставрополя в Буденновск для перегонки из а/п Буденновск в Ставрополь оставленного там заместителем командира отряда самолета По-2А № А-1495. Данный самолет оставался в а/п Буденновск с 11 по 22 февраля. В течение этого времени полеты на нем не производились.
    Прибыв 21 февраля в Буденновск, командир звена отправился с двумя другими пилотами и авиамехаником в городскую чайную, где за едой они выпили по 100 грамм спиртных напитков. Вернувшись в общежитие, командир звена лег спать в 22:00.
    22 февраля в 8 утра командир звена после завтрака прибыл в аэропорт, однако вследствие отсутствия погоды вылететь утром не смог. После подготовки матчасти к полету и получения прогноза погоды по маршруту Буденновск – Ставрополь (облачность 7-10 баллов слоисто-кучевая высотой 300-600 м, без осадков, в середине пути ясно, видимость 2-4 км, дымка, ветер 10-20 км/ч) он вылетел в 13:45. На 1-2 минуты раньше вылетел другой командир звена по тому же маршруту. Самолет А-1495 в Ставрополь не прибыл. Организованными поисками он обнаружен 23 февраля потерпевшим катастрофу в 11 км западнее а/п Буденновск. Командир звена погиб. Алкоголя в его организме не обнаружено.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 1
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС По-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-А1495
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 19.05.1945
Заводской номер ВС 630306
Наработка ВС (часы) 2844
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 1130524


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Перегоночный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Северо-Кавказское территориальное управление ГВФ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Будённовск
Пункт назначения Ставрополь (Шпаковское)
Начальный пункт маршрута Будённовск
Конечный пункт маршрута Ставрополь (Шпаковское)


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Расследованием установлено:
    1) Прогноз погоды, выданный пилоту, соответствовал его личному минимуму и фактической погоде по этому маршруту. Однако, по показаниям пилота, вылетевшего на 1-2 минуты раньше, в начале полета наблюдалась умеренная болтанка и, вследствие наличия дымки, белизны снежного покрова над малоориентирной местностью, горизонт при наблюдении с самолета сливался с землей, что заставило его в течение 20-25 минут после вылета из Буденновска пилотировать самолет, в основном, по приборам, периодически контролируя его положение по встречающимся редким наземным ориентирам. Из объяснений пассажиров, находившихся в кабине самолета этого пилота, установлено, что пилот самолета А-1495 в течение 10 минут после взлета следовал за их самолетом, после чего начал производить правый разворот и со снижением пошел к земле. Момента падения самолета на землю пассажиры не видели.
    2) Положение самолета и характер его разрушения дают основания сделать вывод, что падение произошло с высоты 150-180 м и самолет ударился о землю под углом 60-70° на большой скорости, без крена, с работающим мотором. При обследовании самолета отказа в работе мотора и органов управления комиссия не обнаружила.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     1) Главной причиной катастрофы явилась потеря пилотом пространственного положения самолета в воздухе из-за допущенной ошибки при возможном пилотировании самолета по приборам вследствие полета в трудных для него метеоусловиях.
    2) Производившийся пилотом разворот самолета спустя 10 минут после взлета, можно предполагать, был вызван следующими причинами:
    а) принятым пилотом решением о возврате из-за встречи непосильных для него метеоусловий;
    б) отказ в работе указателя поворота вследствие возможного засорения трубопровода снегом при длительном нахождении самолета в а/п Буденновск с незачехленной трубкой ПВД.
    Одновременно с этим комиссия считает, что катастрофе самолета способствовали следующие причины:
    1) Установленный в отряде минимум погод для полетов в осенне-зимних условиях по трассам, проходящим над малоориентирной местностью, занижен;
    2) Недостаточный контроль за техникой пилотирования командира звена со стороны командира отряда и его заместителя по летной части. Они не проверяли его технику пилотирования с 1951 г., ограничившись редкими его тренировками и проверками, проводившимися командиром эскадрильи и его заместителем.
    3) Отсутствие должного порядка в организации полетов в отряде.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.