Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа По-2А ЗСТУ ГВФ в Нижнетагильском районе Свердловской области
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  10 мая 1954 г.
Время:  05:34
Страна:  СССР
Место происшествия:  Свердловская область, Нижнетагильский район, совхоз №2 ОРС НТМЗ, район дер. Шайтанка
Тип ВС:  По-2А
Регистрация ВС:  СССР-А2782
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Западно-Сибирское территориальное управление ГВФ, Свердловская авиагруппа
 


Описание
    Пилот 123 авиаотряда Свердловской авиагруппы ЗСТУ ГВФ прибыл 29.04.1954 г. с авиатехником в подсобное хозяйство №2 ОРС Ново-Тагильского металлургического завода (деревня Шайтанка Нижнетагильского района Свердловской области) для АХР по подкормке зерновых. С 30 апреля по 10 мая (за исключением 1 и 2 мая) он ежедневно совершал полеты, выполняя работы, согласно договора с совхозом.
    10 мая в 04:20 местного времени пилот приступил к полетам в благоприятных метеоусловиях (ясно, тихо, видимость более 10 км, температура 2-4°С). До 05:07 он совершил 5 полетов на подкормку суперфосфатом участка южнее деревни, где выполнял работу без сигнальщиков. Прибыв на посадочную площадку для загрузки химикатами, пилот предложил агроному выставить сигнальщиков на поле севернее посадочной площадки, а сам в 05:10 вылетел в шестой полет на подкормку участка южнее деревни, откуда возвратился на посадочную площадку в 05:17. К этому времени агрономом на поле в 1,5 км севернее площадки были выставлены сигнальщики.
    В 05:29 пилот с загрузкой бака химикатами в количестве 250 кг вылетел в седьмой полет. Пролетев над полем, где находились сигнальщики, самолет вышел на участок в 13 га, окруженный со всех сторон лесом и находящийся в 2,5 км от посадочной площадки. Пилот приступил к его обработке без сигнальщиков, так как накануне предупреждал агронома совхоза о том, что этот запольный участок он обработает без сигнальщиков. Совершая полет над этим участком внутри лесного массива с высотой деревьев до 20 м, самолет сигнальщикам виден не был и оттуда не возвратился. По истечении некоторого времени над полем появился столб черного дыма. Работники совхоза обнаружили на поле сгоревший самолет и погибшего пилота. Катастрофа произошла в 05:34 местного времени.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 1
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета выполнение авиаработ
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС По-2А
Регистрационный номер (id) ВС СССР-А2782
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС июнь 1950 г.
Заводской номер ВС 10605
Наработка ВС (часы) 4052
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 1140933


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Авиахимработы
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Западно-Сибирское территориальное управление ГВФ, Свердловская авиагруппа
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Расследованием установлено:
    1) Совершая седьмой полет, пилот пролетел поле, где стояли сигнальщики, и начал обрабатывать другой, сложный участок, окруженный лесом. Обработку этого участка он производил на недопустимо малой высоте и на третьем заходе, выполняя разворот с глубоким креном при выходе на гон с запада на восток, то есть, против солнца. Выйдя на солнце, пилот допустил потерю скорости самолета. При ударе самолета о землю возник пожар.
    2) В результате плохой организации полетов со стороны командования отряда и личной недисциплинированности пилота допущен ряд грубых нарушений НПП ГА-51 – пилот самовольно обрабатывал сложные участки, производил полет против солнца, летал на недопустимо малой высоте, развороты выполнял с большим креном и снижением, а при заходах на гон скользил на крыло. На оперативной точке употреблял спиртные напитки (при вскрытии обнаружено наличие алкоголя в веществе головного мозга).
    3) Командование отряда недостаточно серьезно относится к подбору пилотов для работы на АХР, поэтому допускает к работам пилотов, имевших существенные ошибки в технике пилотирования и низкую дисциплину.
    4) Командный и руководящий состав отряда редко посещает оперативные точки и формально осуществляет контроль за работой экипажей.
    5) Неудовлетворительно организована воспитательная работа с личным составом отряда.
    6) Командование Свердловской авиагруппы, несмотря на то, что в 1954 году 123 отряд выполняет значительно больший объем АХР, не оказывает действенной помощи отряду в подготовке к производству этих работ – отбору, учебе и тренировке летного состава и организации работ на оперативных точках.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.