Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа По-2А ТУЦР ГВФ в Ташкентской области
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  10 сентября 1953 г.
Время:  18:55
Страна:  СССР
Место происшествия:  Узбекская ССР, Ташкентская область, колхоз им. Ленина Урта-Сарайского района
Тип ВС:  По-2А
Регистрация ВС:  СССР-А2281
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  ТУЦР ГВФ (Территориальное управление центральных районов РСФСР)
 


Описание
    Сводный авиаотряд ТУЦР ГВФ работал по оперативным точкам АХР в Ташкентской области УзССР по предуборочному удалению листьев хлопчатника. 5 сентября 1953 г командир 1 АЭ сводного отряда привел 3-е авиазвено (командир звена и три пилота из 173 авиаотряда ТУЦР ГВФ) на оперативный аэродром колхоза Полярная Звезда (10 км южнее г. Ташкент). Два пилота затем были расставлены по своим оперативным точкам, а третий пилот с командиром звена остались в колхозе Полярная Звезда для работы в нескольких колхозах с этого аэродрома.
    8 сентября пилот с командиром звена осмотрели с земли (объехали на автомашине) подлежащие обработке участки, а вечером пилот произвел их осмотр с воздуха в течение 18 минут.
    9 сентября пилот выполнил 14 производственных полетов продолжительностью 3 часа 12 минут и после ужина лег спать в 22:00.
    10 сентября пилот в 06:30 приступил к опылению хлопчатника в колхозе им. Ленина Урта-Сарайского р-на Ташкентской области. Сделав в утренние часы 9 полетов продолжительностью 1 час 42 минуты, пилот прекратил полеты из-за отсутствия росы и ушел на квартиру на отдых. К вечерней работе он приступил в 18:00 местного времени. Двумя полетами пилот обработал полет площадью 8 га и, не израсходовав полностью ядохимикаты, полетел к участку, подлежащему очередной обработке. Ввиду отсутствия на новом участке сигнальщиков, пилот возвратился на оперативный аэродром и доложил о причине возврата командиру звена. Тот сказал ему обратиться к энтомологу колхоза. Энтомолог ответил пилоту, чтобы он произвел полет на участок бригады №6, а если там не окажется сигнальщиков, то распылить яды на ранее обработанные, знакомые пилоту участки в бригаде №1 или №3. При этом он попросил пилота попутно сбросить записку на полевой стан бригады №1 с просьбой о подвозе ядохимикатов. Пилот дал согласие и добавил, что сбросит ядохимикаты на участок бригады №3, который он обрабатывал в этот же вечер (8 га).
    В 18:50 пилот произвел взлет и полетел на участок №6, сбросив по пути записку в полевой стан бригады №1 с высоты около 40 м. Подлетев на высоте 50-60 м к участку бригады №6 и видя, что сигнальщиков по-прежнему нет, пилот развернулся вправо под 170° и взял направление к участку бригады №3 (8 га), лежащему по пути возвращения на аэродром. Пройдя после разворота около 200 м до колхозной хлопкосушилки на высоте 50 м, пилот отвернул самолет влево примерно на 10°, стал снижаться и в 400 м от сушилки, не долетев 700 м до обработанного им участка бригады №3 (8 га), в 18:55 ударился мотором и винтом о землю на хлопковой плантации в 2 км от центральной усадьбы колхоза. Пилот погиб при ударе. Самолет сгорел.
    Удар о землю произошел под углом не менее 45°. После удара продвижения по земле не было. Мотор перед ударом имел малые обороты. Установить состояние материальной части до удара о землю не представилось возможным из-за ее сгорания и расплавления.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 1
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета выполнение авиаработ
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС По-2А
Регистрационный номер (id) ВС СССР-А2281
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 31.12.1948
Заводской номер ВС 630880
Наработка ВС (часы) 2541
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 4121346


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Авиахимработы
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение ТУЦР ГВФ (Территориальное управление центральных районов РСФСР)
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Истинную причину катастрофы установить не представилось возможным из-за уничтожения материальной части самолета при ударе о землю и пожаре.
    Вероятной причиной катастрофы является ошибка в технике пилотирования – потеря скорости, вызванная отвлечением внимания пилота от управления самолетом при заходе к участку №3, на котором пилот, видимо, намеревался произвести рассев ядохимикатов без сигнальщиков, согласно договоренности с энтомологом. Этой ошибке способствовал полет самолета против заходящего солнца.
    Предпосылкой к катастрофе является неудовлетворительная организация полетов в 3-ем авиазвене 1 АЭ сводного авиаотряда ТУЦР ГВФ. Командир звена слабо руководил работой молодого и недостаточно опытного пилота, не дал ему категорического приказания не производить полеты при отсутствии сигнальщиков и лично нарушил ряд указаний, регламентирующих работу экипажей на оперативных точках. Этому способствовали нераспорядительность и отсутствие должного контроля со стороны командира 1 АЭ и командира сводного отряда ТУЦР ГВФ.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.