Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа По-2А Таджикского ТУ ГВФ в районе Сталинабада
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  30 июля 1954 г.
Время:  19:00
Страна:  СССР
Место происшествия:  Таджикская ССР, р-н ж/д станции Перевальная, 30 км южнее Сталинабада
Тип ВС:  По-2А
Регистрация ВС:  СССР-А1727
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Таджикское управление ГВФ
 


Описание
    С 22 июля 1954 г пилот 178 авиаотряда Таджикского ТУ ГВФ и авиатехник находились в колхозе им. Молотова Октябрьского района, где производили полеты по подкормке посевов хлопчатника. Перед концом работы в данном колхозе 28 июля пилот позвонил в РДС а/п Сталинабад и передал заявку на перелет на 29 июля в 18:00 местного времени с оперативной точки в а/п Сталинабад. Закончив утром 29 июля полеты, экипаж стал оформлять документы на отработанные площади. Вследствие того, что в этот день документы оформить не удалось, пилот принял решение перенести вылет самолета на следующий день. Повторная заявка в РДС пилотом передана не была. После нормального предполетного отдыха и подготовки матчасти 30 июля пилот около 18:00 произвел взлет. Полетный вес составлял 1120-1130 кг. Самолет вылетал с полностью установленной на него спецаппаратурой для опыливания.
    Погода в момент вылета в районе аэродрома и по маршруту была: облачность 0-3 балла высококучевая, видимость более 10 км, ветер юго-западный слабый 1-2 м/с, температура +38-39°С.
    В нарушение §164 НПП ГА-51 пилот произвел вылет с оперативного аэродрома в Сталинабад без прогноза погоды и согласия пункта посадки. Вследствие высокой температуры воздуха и установки на самолете спецаппаратуры, после взлета, по показаниям авиатехника, самолет имел малую скороподъемность, чему также способствовала плохая работа свечей мотора вследствие чрезмерно большого, до 0,6 мм, зазора между электродами и контактами, что повлияло на мощность мотора. Видя, что самолет плохо набирает высоту, пилот при подлете к горному участку трассы с целью набора высоты произвел три круга. Не набрав положенную безопасную высоту (2100 м) для пролета горного участка трассы, вместо принятия решения о возврате в пункт вылета пилот продолжил полет. При пересечении первого по пути перевала (1219 м), по показаниям авиатехника, самолет бросило вниз. Выйдя в сравнительно ровный котлован, находящийся между первым и вторым перевалом, пилот вторично пытался набрать высоту и произвел полет по кругу. Не набрав необходимой высоты, пилот продолжил полет по направлению второго перевала (на хребте Рангон) высотой 1347 м. При подлете к нему самолет вторично бросило к земле, однако, пилот не вывел самолет на открытое место и, войдя в стесненную лощину, упорно продолжал полет в надежде набрать высоту. При подлете по лощине к станции Перевальная узкоколейной железной дороги (30 км южнее г. Сталинабад) около 19:00 местного времени самолет оказался в тупике окружающих гор. Пытаясь выйти из создавшегося положения, пилот стал производить на малой высоте разворот на 180°. При выполнении разворота на малой высоте самолет левой полукоробкой крыльев зацепился за землю и потерпел катастрофу в 300 м от ж/д станции. В результате возникшего пожара пилот погиб, авиатехник получил ожоги и ушибы.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 1
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС По-2А
Регистрационный номер (id) ВС СССР-А1727
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 06.06.1948
Заводской номер ВС 029
Наработка ВС (часы) 4487
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 1131822


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Перегоночный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Таджикское управление ГВФ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Сталинабад
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Сталинабад


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     1) Непосредственной причиной катастрофы является выполнение пилотом разворота самолета в горной местности на малой высоте, в результате чего самолет, зацепившись за землю, потерпел катастрофу.
    2) Главной причиной катастрофы является нарушение пилотом правил полетов – полет в горной местности на высоте ниже установленной для данной трассы.
    3) Другими причинами, способствующими происшествию, являются:
    а) наличие нисходящих потоков воздуха;
    б) неудовлетворительная работа свечей мотора, вызвавшая снижение его мощности, что затруднило набор высоты самолетом.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.