Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Авария Ан-12Б Пензенского ОАО в районе а/п Бина (Баку)
 
  Тип происшествия:  авария
Дата:  14 марта 1995 г.
Страна:  Азербайджан
Место происшествия:  5 км от а/п Бина (Баку)
Тип ВС:  Ан-12Б
Регистрация ВС:  RA-11337
Авиакомпания:  Пензенский объединенный авиационный отряд
Рейс:  9455
 


Описание
    Экипаж Пензенского ОАО выполнял транспортный рейс № ПЗ-9455 по маршруту Звартноц (Ереван)-Туркменбаши (Красноводск). На борту находилось семь членов экипажа, два специалиста инженерно-авиационной службы для обслуживания самолета вне базы, шесть сопровождающих и тринадцать тонн груза.
    Через 1 час 08 минут полета из-за малого остатка топлива экипаж запросил разрешение на посадку для дозаправки в а/п Бина, на что получил разрешение. Экипаж не был подготовлен к производству посадки в а/п Бина, предпосадочную подготовку не проводил, не знал о строительстве новой ВПП на а/д с МК=355°, которая при заходе на посадку просматривается лучше, чем рабочая с МК=335°. В процессе захода и снижения экипажем неоднократно получалась информация о посадочном курсе 335°. На предпосадочной прямой экипаж перешел на визуальное пилотирование, не реагируя на информацию диспетчера о следовании ВС левее и выше глиссады. На удалении 3 км диспетчер посадки дал команду на повторный заход, т.к. параметры движения самолета относительно курса и глиссады для посадки на ВПП с курсом 335° выходили за пределы допусков. При выполнении повторного захода в районе 4-го разворота произошел останов всех двигателей. Экипаж произвел вынужденную посадку в 5 км от ВПП. 5 членов экипажа серьёзно травмированы, ВС разрушено.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 7 0
Пассажиры 8 0
На земле   0
Всего погибших 0


Подробности происшествия

Категория происшествия авария
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП ошибка экипажа
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-12Б
Регистрационный номер (id) ВС RA-11337
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС 1963
Заводской номер ВС 3341204
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса 9455
Категория рейса Грузовой
Авиакомпания Пензенский объединенный авиационный отряд
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета Ереван (Звартноц)
Пункт назначения Красноводск
Начальный пункт маршрута Ереван (Звартноц)
Конечный пункт маршрута Красноводск


Подробные сведения

Описание развития аварийной ситуации     Комиссия по расследованию установила, что экипаж к выполнению задания по данному маршруту через контрольные пункты Агстафа -Цнори -Дербент подготовлен не был, надеясь, что получит разрешение на полет по спрямленной трассе. Наличие топлива на борту ВС перед выполнением полетного задания не обеспечивало благополучного завершения полета. Самолет перед вылетом не имел также аэронавигационного запаса топлива с учетом времени полета от аэродрома Туркменбаши до заявленного запасного аэродрома Ашгабад.
    Командир ВС не организовал работу членов экипажа на земле и в полете в соответствии с требованиями руководящих документов по обеспечению безопасности, как это предписано п.2.4.2. НПП ГА-85. Члены экипажа к выполнению своих функциональных обязанностей отнеслись халатно. В задании на полет заправка и расход топлива не указывались с момента вылета из базового аэродрома Пенза, бортмеханик, при вылете из аэропорта Звартноц не выполнил требований п. 3.3.1. РЛЭ-12, подпункт 2 об установке показаний расходомеров в положение, соответствующее запасу топлива (после авиационного происшествия показания РТМС составляли для 1-4 двигателей соответственно 820. 860. 1010. 860 кг), что, во-первых, затруднило работу комиссии по расчету запаса топлива, а во-вторых могло свидетельствовать о возможных несанкционированных операциях с топливом. КВС в процессе предполетной подготовки, в нарушение требований п. 3.6.8. НПП ГА-85, не проверил по документам и приборам наличие необходимого количества топлива. В итоге, как показали результаты расследования, при расчетном количестве топлива -7000кг для полета по заявленному маршруту с учетом аэронавигационного запаса, на борту перед запуском двигателей было не более 4700кг.
    Перед взлетом, в процессе выполнения пяти неудавшихся попыток запуска двигателей, было израсходовано еще около 900кг топлива.
    В дальнейшем, в полете, командир ВС не принял своевременного решения о посадке на ближайший аэродром при создании опасной ситуации на борту из-за дефицита топлива. Экипаж не вел непрерывный контроль пути по дальности; выдавал диспетчерам УВД несоответствующую действительности информацию о путевой скорости, высоте и местонахождении ВС, о расчетном времени прохода контрольных пунктов.
    Решение на посадку в аэропорту Бина КВС принял поздно, при заходе на посадку не предупредил диспетчеров о создавшейся опасной ситуации на борту в связи с критическим остатком топлива и заход на посадку выполнил не по кратчайшему маршруту.
    Из-за неудовлетворительной подготовки к полету и отсутствия должного взаимодействия между членами экипажа заход был выполнен на строящуюся ВПП вместо рабочей, что вызвало необходимость ухода на второй круг.
    В процессе повторного захода шасси не были убраны, что привело к увеличению расхода топлива. КВС и бортмеханик не выполнили рекомендации РЛЭ Ан-12 (раздел 6.2., подраздел 13, стр.) о переходе на ручное управление выработкой топлива, в то время как выполнение данной рекомендации могло способствовать благополучному завершению полета.
    В районе четвертого разворота двигатели остановились. КВС произвел вынужденную посадку вне аэродрома, на неровное каменистое плато с отдельно лежащими крупными камнями. На пробеге самолет разрушился, экипаж и пассажиры получили травмы различной степени тяжести.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причиной авиационного происшествия явилась остановка всех двигателей из-за полной выработки топлива и последовавшая вслед за этим, вынужденная посадка вне аэродрома, что явилось следствием допущенных экипажем в процессе подготовки и выполнения полета многочисленных нарушений требований нормативных документов, связанных с безответственным отношением к выполнению своих функциональных обязанностей и с низким уровнем профессиональной подготовки членов экипажа.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.