Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа По-2 Украинского ТУ ГВФ в пос. Чаплинка
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  23 мая 1953 г.
Время:  10:55
Страна:  СССР
Место происшествия:  Украинская ССР, Херсонская область, пос. Чаплинка
Тип ВС:  По-2
Регистрация ВС:  СССР-А716
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Украинское территориальное управление ГВФ
 


Описание
    Пилот 97 авиаотряда УТУ ГВФ выполнял почтовый рейс по южному внутриобластному кольцу МВЛ.
    Прогноз погоды по маршруту предусматривал: облачность 5 баллов, верхняя, видимость 4-10 км, ветер северо-западный 25-35 км/ч, что соответствовало личному минимуму пилота.
    В 09:35 пилот вылетел из а/п Херсон. На борту находилось 238 кг почты (газеты) – 130 кг в средней кабине и 108 кг в задней кабине. Общий полетный вес составлял 1219 кг и не превышал установленный.
    Расследованием установлено, что пилот в 10:45 произвел посадку на а/д Чаплинка (121 км от а/п Херсон). После посадки с самолета снято около 40 кг газет. Мотор пилот не выключал, он работал на малом газе. Пилот произвел обмен почты, оформил документы и в 10:55, опробовав мотор и проверив действие рулей и элеронов, начал взлет строго против ветра. Фактическая погода при взлете была: ясно, ветер 10-12 м/с порывистый, видимость более 10 км.
    Нормально взлетев и набрав высоту 15-20 м, самолет резко пошел вверх, но сразу как бы восстановил нормальный полет, затем снова пошел вверх и на высоте 25-30 м свалился в глубокий левый крен и на нос. С большим левым креном, быстро снижаясь, самолет выполнил полный левый разворот на 360°, с работающим мотором под углом до 75° врезался в землю на расстоянии 600 м от точки начала разбега и загорелся. Подбежавшие очевидцы извлекли пилота мертвым.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 1
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета взлет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС По-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-А716
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 02.02.1945
Заводской номер ВС 641941
Наработка ВС (часы) 2718
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 1131816


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Украинское территориальное управление ГВФ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Чаплинка
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Херсон
Конечный пункт маршрута Херсон


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Расследованием установлено:
    1) Катастрофа произошла в результате потери самолетом скорости на высоте 25-30 м и перехода его в левый штопор с последующим ударом о землю.
    2) При переходе в штопор пилот не выключил зажигание и не убрал газ.
    3) При осмотре на месте происшествия установлено, что все троса управления повреждений не имели.
    Установить точную причину потери скорости самолетом комиссии не представилось возможным.
    4) Пилот характеризуется как дисциплинированный, закончил летное училище в октябре 1952 г и программу ввода в строй в отряде с оценками «отлично» и «хорошо», имеет налет 120 часов в производственных условиях без особых замечаний.
    5) Наиболее вероятной причиной потери скорости могло являться отвлечение внимания пилота от управления самолетом в наборе высоты при попытке устранить кабрирующий момент самолета триммером руля глубины. По-видимому, при посадке пилот полностью убрал триммер на себя, а перед взлетом забыл отдать рукоятку управления триммером вперед, что создало сильный кабрирующий момент при переходе в набор высоты. До набора 15-20 м пилот парировал кабрирующий момент, а при попытке погасить это триммером, учитывая, что ручка управления триммером на данном самолете (выпуска 1945 г) расположена очень неудобно, на левом борту самолета сзади локтя левой руки пилота, он отвлек свое внимание от наблюдения за скоростью и самолет, резко увеличив угол набора высоты, быстро потерял скорость (на самолетах последних выпусков завода №43 ручка управления триммером находится спереди). В этот момент порывом ветра самолет могло бросить на левое крыло. Не имея достаточной скорости, самолет перешел на нос и в штопорном положении с работающим мотором ударился о землю.
    Командный и руководящий состав отряда совсем мало уделяют внимание вопросам контроля и руководства летной работой молодых, только введенных в строй пилотов.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Основной и непосредственной причиной катастрофы считать недостаточный опыт летной работы пилота, вследствие чего он не смог справиться с создавшимся положением самолета в воздухе.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.