Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-12 Полярного управления ГА близ Новосибирска
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  14 января 1967 г.
Время:  06:25
Страна:  СССР
Место происшествия:  Новосибирская область, Близ Новосибирска
Тип ВС:  Ан-12
Регистрация ВС:  CCCP-04343
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Полярное управление ГА, Шереметьевский ОАО
Рейс:  5003
 


Описание
    Экипаж 247 летного отряда выполнял грузовой полет из Шереметьево в Хабаровск с промежуточными посадками в Свердловске, Новосибирске, Красноярске и Иркутске. В трех последних аэропортах предусматривалась частичная разгрузка. Посадку в а/п Толмачево экипаж произвел 13 января в 14:25. Взлет после отдыха экипажа, дозаправки и разгрузки произведен в 02:33 мск (06:33 мест. вр.) 14 января с МК=71°. На борту находилось 11 278 кг сборного коммерческого груза промышленного назначения (подшипники, запчасти, ремни, приборы, изделия из пластмассы, эмали, лаки и пр.). Фактическая погода – облачность 10 баллов, 40 м, снег, дымка, видимость 4 км, ветер 180° 2 м/с – соответствовала минимуму для взлета. Через 45 секунд после отрыва КВС доложил взлет. На вопрос диспетчера, какая нижняя кромка, он ответил: «метров 70-50». Диспетчер ответил: «Понял Вас, скажите, кто вас задерживал?» (имея в виду задержку с вылетом). Ответа не последовало и на вызовы экипаж больше не отвечал. Обломки обнаружены на удалении около 7 км от центра ВПП и в 1 200 м левее ее оси, за ДПРМ на поле совхоза «Обский». Столкновение с землей произошло с МК=10°. Обломки были разбросаны на протяжении 552 м вдоль окраины населенного пункта в непосредственной близости от крайних домов. Максимальная ширина разброса – 152 м. Самолет прошел расстояние от торца ВПП 3 км, достиг скорости 335 км/ч и высоты 200 м. На высоте 60-70 м он вошел в облачность. Общая продолжительность полета – 1 мин. 51 сек. С момента возникновения аварийной обстановки до столкновения с землей прошло 24 сек.
    Очевидцы видели сильный пожар на борту пролетавшего самолета. Языки пламени вырывались наружу, оставляя длинный шлейф. Было установлено, что очаг пожара находился внутри фюзеляжа. Судебно-медицинская экспертиза установила, что бортпроводник получил прижизненные ожоги лица. У остальных членов экипажа ожогов и следов от продуктов горения не было. После возникновения аварийной ситуации КВС перевел самолет в снижение с одновременным отворотом влево (прямо по курсу взлета и правее находится город Новосибирск). Увидев открытое заснеженное поле, экипаж принял решение о вынужденной посадке. При подходе к земле самолет имел левый крен 14° и наклон фюзеляжа +1-2°. В момент приземления возникло правое скольжение 5-7°. Из-за сложности определения высоты выравнивания в ночных условиях и создавшейся аварийной обстановки экипаж не успел вывести самолет из правого скольжения и левого крена. Самолет ударился об землю левым крылом и начал разрушаться. Через 70 м он задел небольшой выступ на поле, взорвался и при дальнейшем движении полностью разрушился. Самолет был управляем до столкновения с землей. Следов разрушения в воздухе не обнаружено.
    Пожарно-техническая экспертиза груза лака в металлических банках, являющегося опасным грузом, установила, что его самовоспламенение невозможно.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 6 6
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 6


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета набор высоты
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-12
Регистрационный номер (id) ВС CCCP-04343
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 1959
Заводской номер ВС 8900605
Наработка ВС (часы) 4376
Наработка ВС (циклы) 1698
Силовая установка Н 2244291 С 2224017 С 2214017 С 2224016


Сведения о рейсе

Номер рейса 5003
Категория рейса Грузовой
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Полярное управление ГА, Шереметьевский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Новосибирск (Толмачево)
Пункт назначения Красноярск
Начальный пункт маршрута Москва (Шереметьево)
Конечный пункт маршрута Хабаровск


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причиной летного происшествия является возникновение пожара на самолете в полете, что привело к вынужденной посадке ночью вне аэродрома.
    Наличие на самолете пожара подтверждается сильным обгоранием внутренней части фюзеляжа, прижизненным обгоранием бортпроводника, а также показаниями очевидцев.
    В связи с сильным разрушением и обгоранием самолета истинную причину возникновения пожара в полете установить не представилось возможным.
    Часть членов комиссии высказала предположение о загорании топлива ТС-1 в грузовой кабине в передней части фюзеляжа в районе 1-го подпольного топливного бака, что могло быть связано с конструктивными недостатками дополнительных топливных баков топливной системы самолета Ан-12 №04343:
    - непосредственно в грузовой кабине находилась заправочная горловина, пробка которой не предохранялась от открытия при случайном нажатии на нее;
    - отсутствие внутри баков защиты от гидроудара;
    - не задействована система нейтрального газа.
    Кроме того, комиссия установила, что экипажем нарушены требования «Инструкции экипажу самолета Ан-12» по использованию в полете противопожарной системы. Главный переключатель противопожарной системы находился в положении «Проверка» вместо «Пожаротушение».
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.