Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа По-2 Киргизской ОАГ ГВФ в Джамбульской области
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  18 ноября 1952 г.
Страна:  СССР
Место происшествия:  Казахская ССР, Джамбульская область, район ст. Луговая
Тип ВС:  По-2
Регистрация ВС:  СССР-А2320
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Киргизская отдельная авиагруппа ГВФ
 


Описание
    10 ноября 1952 г. пилот Киргизской ОАГ ГВФ вылетел вместе с авиамехаником на рейсовом самолете в Актюбинск для приема и перегонки во Фрунзе самолета По-2. 13 ноября после приемки самолета он вылетел из Актюбинска и 16 ноября прибыл в Чимкент. Из-за нелетной погоды вылет задержался до 18 ноября. В 11:15 18 ноября пилот с авиамехаником с разрешения командира 158 ОАО Казахского управления ГВФ вылетел в Джамбул. Аэропорт Джамбул сообщил в 14:25 в АДС Фрунзе о пролете над аэродромом самолета По-2 в сторону Фрунзе в 12:50 (по звуку мотора). А/д Джамбул был закрыт приподнятым туманом. Больше в этот день никаких сведений о местонахождении самолета не было. Поиски с воздуха 19 и 20 ноября результатов не дали, так как Чуйская долина местами была закрыта туманом. 20 ноября около 12:00 (через 40 часов после катастрофы) двое чабанов обнаружили в 800 м от железной дороги, у разъезда Кум-Арык (4 км западнее ж/д ст. Луговая), разбитый самолет на заснеженной пашне, мертвого пилота и раненого авиамеханика.
    Расследованием установлено, что пилот перед вылетом подробно был проинструктирован синоптиком АМСГ, что на участке трассы Джамбул – Фрунзе в районе Луговая – Мерке в течение всего дня будет стоять туман. Выполняя полет по трассе, пилот встретил ухудшение погоды – сплошную облачность, и не вернулся в пункт вылета, где была отличная погода, а сознательно продолжал полет за облаками, грубо нарушая §§312 и 344 НПП ГА-51, стремясь во что бы то ни стало долететь до Фрунзе, заведомо зная о тумане, и что до Фрунзе не хватит светлого времени. Более того, пилот, продолжая преступно нарушать требования НПП ГА-51, трижды пытался пробить облачность и визуально, «хотя бы по шпалам» (как он ответил авиамеханику) производить полет до Фрунзе.
    Снизившись до визуального полета, пилот на высоте 50-70 м продолжал полет вдоль железной дороги, временами просматривая землю. Дважды он уходил с бреющего полета за верхнюю кромку облачности. Увидев в третий раз просвет, пилот резко перевел самолет на снижение. После выхода из облачности, видя приближение земли, пилот дал полный газ, но из-за отсутствия высоты самолет с работающим мотором ударился о землю. Пилот и авиамеханик получили тяжелые ранения. Пилот скончался на месте через 5 часов.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 1
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета снижение
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС По-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-А2320
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 23.02.1949
Заводской номер ВС 631007
Наработка ВС (часы) 2058
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 111103


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Перегоночный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Киргизская отдельная авиагруппа ГВФ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Чимкент
Пункт назначения Фрунзе
Начальный пункт маршрута Актюбинск
Конечный пункт маршрута Фрунзе


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Основными причинами катастрофы являются:
    1) Неудовлетворительная организация в подготовке и выпуске самолета со стороны командира 158 ОАО и диспетчера а/п Чимкент, выразившаяся в следующем:
    а) не была проверена предполетная подготовка пилота (отсутствует его роспись в журнале предполетной подготовки). План полета никем не проверялся и был формально подписан диспетчером, чего он не имел права делать, так как обязанности отсутствующего дежурного штурмана на него не были возложены приказом;
    б) командир 158 ОАО разрешил вылет по маршруту Чимкент – Джамбул при закрытом по метеоусловиям а/д Джамбул и без согласия того на прием (нарушение §§163, 164 НПП ГА-51);
    в) командир 158 ОАО выпустил самолет без разрешения УРДС Ташкента и отдела перелетов ТуркВО (нарушение §218 НПП ГА-51 и приказа ВМ СССР №00212);
    г) самолет был выпущен при наличии штормовой погоды в течение всего дня в а/п Джамбул.
    2) Недисциплинированность пилота, выразившаяся в нарушении §§170 и 312 НПП ГА-51. Авиамеханик, находясь на борту, при нарушении пилотом требований НПП ГА-51 не принял мер к возврату самолета на аэродром вылета.
    3) Синоптики АМСГ Джамбула выдали неоправдавшийся прогноз погоды, контроля за фактической погодой не производили, высота облачности определялась без шаропилотных данных.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.