Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-12Б Восточно-Сибирского УГА близ Ленска
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  02 ноября 1968 г.
Время:  20:02
Страна:  СССР
Место происшествия:  Якутская АССР, 15,6 км от аэропорта Ленска
Тип ВС:  Ан-12Б
Регистрация ВС:  СССР-11349
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Восточно-Сибирское УГА, Иркутский ОАО
 


Описание
    Экипаж 134 летного отряда выполнял перевозку груза – 18 тонн цемента в мешках. В 12:41 мск экипаж произвел взлет. Через 3 минуты после взлета диспетчер аэропорта Усть-Кут передал на борт сообщение о закрытии аэропорта Мирный по причине неисправности ночного старта и предложил экипажу возвратиться в аэропорт вылета. Однако командир экипажа принял решение следовать до Ленска, не имея данных о погоде там. Установив связь с диспетчером РДП аэропорта Киренск, экипаж получил данные о прогнозе и фактической погоде в Ленске. Видимость была ниже минимума КВС. Тем не менее, диспетчер и руководитель полетов аэропорта Киренска не потребовали от экипажа возвратиться на аэродром вылета, а разрешили ему набор высоты до 8 000 м и полет до Ленска. В 13:38 экипаж установил связь с КДП Ленска. Уточнив метеоминимум КВС (3 000 м), руководитель полетов разрешил экипажу снижение. Экипаж доложил о пролете ДПРМ на высоте 3 000 м и получил разрешение на заход на посадку по установленной схеме и фактическую погоду: облачность 10/10 слоисто-дождевая 600 м, видимость 2 500 м. Для уточнения видимости на ВПП был направлен наблюдатель АМСГ, а на борт сообщено, что видимость уточняется. В процессе захода на посадку вплоть до выполнения четвертого разворота экипаж неоднократно запрашивал диспетчера КДП о видимости на ВПП, но наблюдатель АМСГ еще не вернулся, и диспетчер неизменно отвечал – видимость – 2 500 м. После доклада экипажа о подходе к четвертому развороту диспетчер дважды передал на борт указание следовать на ДПРМ на высоте 500 м. В процессе выполнения четвертого разворота экипаж неоднократно запрашивал пеленги по УКВ-пеленгатору и усомнился в правильности его работы (впоследствии неточность передаваемых пеленгов подтверждена комиссией). В последнем сообщении с борта экипаж ответил на запрос диспетчера, что полосу пока не видит и вновь запросил пеленг. Диспетчер передал пеленг в 14:01:40, равный 237° (МКпос=248°) На дальнейшие запросы экипаж не отвечал. Организованными поисками полностью разрушенный и сгоревший самолет был обнаружен на удалении 15,6 км от начала ВПП и в 3 км правее курса посадки с превышением 250 м на уровнем аэродрома. Самолет задел верхушки деревьев высотой до 20 м и сбивал их на протяжении 140 м без заметного снижения и крена. При дальнейшем движении самолет стал разрушаться при столкновении с деревьями, перешел в пикирование и столкнулся с землей. Полная остановка произошла в 420 м от места первоначального касания о верхушки деревьев. Вернувшийся наблюдатель зафиксировал следующую погоду (на 14:10): облачность 10/10 слоисто-дождевая 600 м, снег, видимость 2 500 м.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 6 6
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 6


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП причины неизвестны
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-12Б
Регистрационный номер (id) ВС СССР-11349
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 1963
Заводской номер ВС 401805
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка С2114048 Н2144183 Н2314094 С2244275


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Грузовой
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Восточно-Сибирское УГА, Иркутский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Усть-Кут
Пункт назначения Мирный
Начальный пункт маршрута Усть-Кут
Конечный пункт маршрута Мирный


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Непосредственной причиной катастрофы стало преждевременное снижение самолета, истинную причину которого установить не удалось.
    Наиболее вероятной причиной мог явиться:
    1) Полный или частичный отказ одного из двигателей, приведший к вынужденному снижению и посадке на лес – самолет подошел к верхушкам деревьев на посадочных углах и минимальной скорости. Дефицит времени (20-22 сек.), ночные условия, снегопад, болтанка, большой полетный вес (57,5 т), а также малая высота (250 м над пролетаемой местностью) не позволили экипажу справиться с возможной аварийной ситуацией на борту. У экипажа не было оснований для намеренного преждевременного снижения, т.к. видимость были ниже метеоминимума КВС и ему не давалось разрешение на снижение ниже 500 м. Закрылки были установлены на 15° ( в положение, соответствующее полету без снижения до входа в глиссаду), а вход в глиссаду находится на удалении 10,6 км (ближе на 5 км места катастрофы). Полет выполнялся на высоте 500 м вне облаков и в случае преднамеренного снижения без команды диспетчера экипаж имел возможность наблюдать рельеф местности на протяжении всего полета и в любое время прекратить снижение
    2) Возможная преждевременная потеря экипажем высоты из-за несоответствия установленной схемы снижения и захода на посадку требованиям безопасности, не исключающей столкновения самолета с землей между четвертым разворотом и ДПРМ в случае ошибки в определении ветра и расстояния до аэродрома. Аэропорт Ленск не оборудован курсоглиссадной системой и без наличия радиолокационного контроля с земли. Схема захода на посадку составлена без учета рельефа местности на участке после четвертого разворота. При ошибке в 4-5 км в определении расстояния до начала ВПП и снижения на ДПРМ до 200 м не исключается возможность столкновения с землей. В условиях снегопада работа приводных радиостанций была неустойчивой, а показания радиокомпаса могли быть неточными. Радиолокационный обзор местности самолетным локатором не позволяет с достаточной точностью установить расстояние до аэродрома (возможная ошибка 3-4 км). При малом запасе истинной высоты из-за неоднократных запросов диспетчера о видимости полосы экипаж мог отвлечься от приборов на землю и не заметить потери высоты.
    Происшествию способствовали нарушения в организации обеспечения полета со стороны работников службы движения аэропортов Усть-Кут, Киренск и Ленск. Диспетчер а/п Усть-Кут разрешил экипажу вылет без прогноза и фактической погоды на запасном аэродроме Ленск, а диспетчер РДП Киренск разрешил пролет самолета до а/п Ленск, где погода была хуже минимума №2, зам. нач. а/п Ленск по движению разрешил эктипажу снижение и заход по установленной схеме до высоты 500 м, зная, что погода на аэродроме по видимости хуже минимума №2 и не соответствовала подготовке командира корабля.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации


Фотографии

  






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.