Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа По-2С Восточно-Сибирского управления ГВФ в районе Усть-Кута
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  15 октября 1952 г.
Время:  12:30
Страна:  СССР
Место происшествия:  Иркутская область, Усть-Кутский район, 35 км южнее а/п Усть-Кут (Осетрово)
Тип ВС:  По-2С
Регистрация ВС:  СССР-К1216
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Восточно-Сибирское управление ГВФ
 


Описание
    10 октября 1952 г пилот 137 ОАО ВСТУ ГВФ вылетел по санзаданию по маршруту Иркутск – Нижнеилимск – Иркутск с промежуточными посадками при полете туда и обратно в Жигалово и Усть-Куте (Осетрово). В тот же день пилот прибыл в Жигалово, где из-за отсутствия светлого времени на дальнейший полет остался ночевать. 11-13 октября из-за нелетной погоды пилот находился в Жигалово. 14 октября в 04:40 мск он вылетел из Жигалово, долетел до Нижнеилимска и возвратился в Усть-Кут, где остался ночевать, не имея светлого времени для продолжения полета. 15 октября в 07:05 мск пилот вылетел из Усть-Кута в Жигалово. Самолет был полностью заправлен горючим и маслом, чего пилот лично не проверял и осмотр самолета перед вылетом произвел невнимательно, не вскрыв даже боковых щёчек капота мотора. На борту находились 2 пассажира и 10 кг личного груза пилота.
    Прогноз погоды по маршруту соответствовал установленному минимуму трассы и личному минимуму пилота. Фактическая погода соответствовала прогнозируемой, за исключением направления и скорости ветра, который фактически отличался на 180° по направлению и был выше по скорости на 5-10 км/ч. Также имелось сильное рему, что вовсе не предусматривалось прогнозом.
    Ни в Жигалово, ни в Иркутск самолет не прибыл. Организованными поисками он обнаружен только 4 ноября 1952 г. в тайге в 35 км южнее а/п Усть-Кут (Осетрово).
    Комиссия прибыла на место катастрофы 6 ноября и установила, что самолет в штопорном положении вертикально вниз упал в лес с работающим мотором и включенным зажиганием. Пилот и пассажиры погибли при ударе. Катастрофа произошла в 07:30 мск.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 1
Пассажиры 2 2
На земле   0
Всего погибших 3


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС По-2С
Регистрационный номер (id) ВС СССР-К1216
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 20.09.1946
Заводской номер ВС 0281
Наработка ВС (часы) 4496
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 1141305


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Санитарный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Восточно-Сибирское управление ГВФ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Жигалово
Пункт назначения Иркутск
Начальный пункт маршрута Усть-Кут
Конечный пункт маршрута Иркутск


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Истинную причину катастрофы установить не представилось возможным.
    Предположительными причинами катастрофы могли быть:
    1) Нарушение пилотом §382 НПП ГА-51 и ИПП по МВЛ Иркутск – Нижнеилимск – Иркутск, выразившееся в полете не по утвержденному маршруту (вдоль линейного ориентира реки Лена), а напрямую, над резко пересеченной горно-таежной местностью. Попадание в условия сильного рему и мощных нисходящих и восходящих потоков при сильном ветре привело к потере скорости самолетом. При попытке избежать удара о лес пилот чрезмерно задрал нос, в результате самолет потерял скорость, перешел в штопор и при недостатке высоты для вывода упал на землю.
    2) Ненормальная работа мотора, выразившаяся в перегреве при работе в условиях масляного голодания, что вынудило пилота пытаться выйти к руслу реки Лена вплоть до полета на малой скорости, что в условиях сильного рему и подсасывания самолета привело к потере скорости и сваливанию в штопор. Это предположение основано на осмотре мотора при его разборке – обнаружено отсутствие масла на внутренних деталях и полостях.
    По заключению НИИ ГВФ, предположение комиссии о масляном голодании и перегреве мотора не подтверждается. Детали и агрегаты мотора находились в рабочем состоянии и не являются причиной ЛП.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.