Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа По-2Л Западно-Сибирского управления ГВФ в районе Белого Яра
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  18 июля 1949 г.
Страна:  СССР
Место происшествия:  Томская область, Верхнекетский район, 12 км западнее села Белый Яр
Тип ВС:  По-2Л
Регистрация ВС:  СССР-Л251
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Западно-Сибирское управление ГВФ
 


Описание
    16 июля 1949 г пилот 284 авиаотряда ЗСУ ГВФ с авиатехником прилетел в село Белый Яр Верхнекетского района Томской области из Колпашево, где производилось обслуживание самолета по 25-ти часовому регламенту, для выполнения задания по патрулированию лесов. При наличии обратной загрузки заданием на полет по завершению работ по патрулированию лесов указывалось прибыть обратно в Колпашево в тот же день. Выполнив задание по патрулированию, пилот из-за отсутствия загрузки в Колпашево не вылетел, о чем дал радиограмму командиру звена. В этот же день вечером пилот и авиатехник были приглашены на семейный вечер к местным жителям Хмылевым (проводы сына в армию), на котором они гуляли до 4-х утра, употребляя спиртные напитки.
    В 10 часов утра 17 июля пилот и авиатехник были на аэродроме. По просьбе райкома ВКП(б) и с согласия начальника радиостанции ГВФ (и.о. начальника аэродрома) на аэродроме Белый Яр было организовано гуляние жителей поселка по случаю празднования Дня воздушного флота и Дня физкультурника. Несмотря на устное запрещение катания граждан, данное командиром звена, и последующую радиограмму о запрете катания на самолете, принятую начальником радиостанции и переданную им пилоту, тот в 11:00 катал на самолете гражданку. При этом пилот, проявляя воздушное хулиганство, летал бреющим полетом над рекой Кеть и пугал рыбаков. После этого, без запроса Колпашево, он вылетел на патрулирование лесов, без разрешения на вылет и без прогноза погоды. После полета длительностью 4 часа граждане села Белый Яр продолжали упрашивать пилота покатать их, но тот отказался и с авиатехником ушел в поселок. Начальник радиостанции не препятствовал нарушениям пилота и сам занимался пьянством на аэродроме.
    Вечером 17 июля пилот и авиатехник прибыли в дом семьи Сергеевых, которые также провожали сына в армию. Там они до 5 утра употребляли спиртные напитки и сразу после этого направились на аэродром, где пилот с гр-ном Сергеевым и гр-кой Барышевой произвел полет длительностью 10 минут. Затем пилот посадил в самолет гр-на Хмылева и авиатехника и произвел взлет в начале 7-го утра местного времени.
    После набора высоты 200 м и полета западнее села Белый Яр пилот решил перейти на бреющий полет над рекой Кеть и круто спланировал почти до поверхности воды. При выравнивании самолета он прибавил обороты мотора, но полностью его из угла не вывел и врезался в воду. Самолет в положении полукапота стал медленно тонуть. Авиатехник открыл окошечко пассажирской кабины, просунув в него руку, открыл дверь и вместе с Хмылевым вылез наружу. Пилот также выбрался из самолета. Они некоторое время держались за центроплан. Затем, сказав, что пойдет за помощью, Хмылев поплыл к берегу, находившемуся в 45-50 метрах. Пилот и авиатехник некоторое время следили за ним, затем перестали. Несколько позже к берегу поплыл и авиатехник. Пилот стал грести руками, надеясь подогнать дрейфующий по течению реки самолет к берегу. Авиатехник, выбравшись на берег, стал кричать, чтобы пилот тоже плыл к берегу. Затем авиатехник доплыл обратно до самолета и вместе с пилотом доплыл до берега. Хмылева на берегу они не нашли. Впоследствии они добрались до села Белый Яр, находившегося в 12 км восточнее места происшествия с самолетом. Хмылева в селе не оказалось. Опрос его родственников показал, что Хмылев, будучи молодым человеком крепкого телосложения, является хорошим пловцом и, вероятно, скрывается в тайге, боясь ответственности. Однако через несколько дней труп Хмылева обнаружен в реке Кеть. Судебно-медицинская экспертиза установила, что причиной смерти является утопление, тело всплыло на поверхность за два дня до его обнаружения. Происшествие было переклассифицировано, как катастрофа.
    Самолет, сдрейфовав по течению примерно на 1500 м, затонул на глубине 8-10 м в 10 м от правого берега и застрял в корягах на дне.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 0
Пассажиры 2 1
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета снижение
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС По-2Л
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Л251
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 26.04.1945
Заводской номер ВС 10251
Наработка ВС (часы) 2226
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 12256


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Нелегальный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Западно-Сибирское управление ГВФ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Белый Яр
Пункт назначения Белый Яр
Начальный пункт маршрута Белый Яр
Конечный пункт маршрута Белый Яр


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Основной причиной катастрофы является преступная недисциплинированность при исполнении служебных обязанностей пилота, авиатехника и начальника радиостанции, которые допустили незаконные полеты по катанию граждан в сочетании с воздушным хулиганством, с нарушением предполетного отдыха и в нетрезвом состоянии.
    Происшествию способствовало:
    - отсутствие должностной инструкции для начальника радиостанции а/д Белый Яр с указанием ответственности за порядок и безопасность полетов на аэродроме, на котором он является единственным наземным работником 284 авиаотряда;
    - слабая воспитательная работа в отряде, в особенности по отношению к молодым пилотам;
    - слабый контроль руководящего состава отряда и звена за работой молодого пилота на оперативной точке.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.