Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа По-2С Эстонского ОАО ГВФ на о. Муху
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  16 июня 1949 г.
Время:  11:45
Страна:  СССР
Место происшествия:  Эстонская ССР, район х. Пяразе, о. Муху
Тип ВС:  По-2С
Регистрация ВС:  СССР-Л1126
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Эстонский отдельный отряд ГВФ
 


Описание
    Пилот Эстонского отдельного авиаотряда ГВФ выполнял задание на почтовый полет по маршруту Таллин – Куресааре – Таллин и в 09:05 мск вылетел из а/п Таллин с грузом 180 кг почты на самолете По-2С Л-1126. В выданном пилоту бланке погоды АВ-5 отсутствовал срок действия прогноза. Несмотря на это, диспетчер а/п Таллин разрешил ему вылет. Фактическая высота облачности за 07:45 в бланке АВ-5 была указана 100 м, что было ниже личного минимума пилота (200 м). У других вылетавших из а/п Таллин пилотов По-2 срок действия прогноза погоды в бланках АВ-5 был указан (с 9 до 13 часов).
    Прогноз погоды предусматривал: в начале маршрута – сплошная облачность высотой 200-300 м, местами осадки, видимость в осадках 2-4 км, вне осадков – 4-10 км, ветер северо-западный 20-30 км/ч. В конце маршрута повышение облачности до 300-600 м.
    В 08:45 из а/п Таллин в Курессааре вылетел Ли-2 №4125. В 08:47 командир корабля передал, что высота облачности 50 м. Принявший сообщение диспетчер командной вышки поставил в известность об этом диспетчера аэропорта. Вылеты самолетов По-2 они не задержали и не поставили в известность о фактической высоте облачности ни дежурного синоптика АМСГ, ни находившихся в аэропорту зам. командира отряда и начальника аэропорта.
    В 09:10 с борта Ли-2 №4125 второй раз передали «высота облачности 50 метров, дождь, По-2 не выпускайте», но, так как пилот По-2С Л-1126 уже был 5 минут в воздухе, задержать его не удалось.
    В 09:00 из аэропорта по маршруту Таллин – Хаапсалу – Кяйна вылетел По-2 Л-473. Пилот, встретив плохую погоду ниже минимума, не вернулся в а/п Таллин и прибыл в пункт назначения. В 10:35 из а/п Таллин в Курессааре выпущен По-С Л-265. Через 15 минут пилот, встретив плохую погоду, вернулся в Таллин.
    Исходя из этого, можно сделать следующие предположения: вылетев из а/п Таллин, пилот По-2С Л-1126 в начале маршрута встретил обложные осадки с понижением облачности до 50-100 м. Учитывая, что по прогнозу в дальнейшем погода должна была улучшиться, он продолжил полет и дошел до острова Муху. Погода не улучшилась (высота облачности около 100 м, дождь, видимость 2-3 км). Не зная погоды впереди и боясь продолжать полет или возвращаться обратно через проливы при низкой облачности и дожде, когда цвет воды сливается с горизонтом, пилот решил подобрать площадку и произвести посадку на о. Муху. С целью подбора площадки он, по показаниям очевидцев, сделал круг в районе хуторов Мыэга и Вылла. Не подобрав там площадки из-за лесистой и заболоченной местности, пилот стал просматривать местность в районе населенных пунктов Хелламаа и Пяразе. При подборе площадки в усложненных условиях из-за дождя пилот на низкой высоте (25-30 м) отвлек внимание от пилотирования самолетом, вследствие чего он полностью потерял скорость, перешел на нос и ударился о землю под углом 70-80° в 100 м северо-западнее хутора Пяразе на гороховом поле. Пилот погиб. Катастрофа произошла в 10:45 мск.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 1
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС По-2С
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Л1126
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 12.02.1944
Заводской номер ВС 6583
Наработка ВС (часы) 1575
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 4121548


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Эстонский отдельный отряд ГВФ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Таллин
Пункт назначения Куресааре (Кингисепп)
Начальный пункт маршрута Таллин
Конечный пункт маршрута Куресааре (Кингисепп)


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     1) Выпуск самолета в рейс при фактической погоде ниже минимума диспетчером а/п Таллин.
    2) Неоправдавшийся прогноз погоды, выданный синоптиком АМСГ, что ввело в заблуждение командование при решении вопроса о выпуск в рейс самолетов По-2.
    3) Недисциплинированность пилота, выразившаяся в нарушении НПП-47 §84 п. а – встретив погоду ниже минимума, непредусмотренную прогнозом погоды, не вернулся на аэродром вылета.
    4) Недостаточная квалификация и опытность пилота, который, отвлекшись от управления самолетом, допустил потерю скорости, в результате чего самолет перешел на нос и ударился о землю
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.