Пилот Эстонского отдельного авиаотряда ГВФ выполнял задание на почтовый полет по маршруту Таллин – Куресааре – Таллин и в 09:05 мск вылетел из а/п Таллин с грузом 180 кг почты на самолете По-2С Л-1126. В выданном пилоту бланке погоды АВ-5 отсутствовал срок действия прогноза. Несмотря на это, диспетчер а/п Таллин разрешил ему вылет. Фактическая высота облачности за 07:45 в бланке АВ-5 была указана 100 м, что было ниже личного минимума пилота (200 м). У других вылетавших из а/п Таллин пилотов По-2 срок действия прогноза погоды в бланках АВ-5 был указан (с 9 до 13 часов).
Прогноз погоды предусматривал: в начале маршрута – сплошная облачность высотой 200-300 м, местами осадки, видимость в осадках 2-4 км, вне осадков – 4-10 км, ветер северо-западный 20-30 км/ч. В конце маршрута повышение облачности до 300-600 м.
В 08:45 из а/п Таллин в Курессааре вылетел Ли-2 №4125. В 08:47 командир корабля передал, что высота облачности 50 м. Принявший сообщение диспетчер командной вышки поставил в известность об этом диспетчера аэропорта. Вылеты самолетов По-2 они не задержали и не поставили в известность о фактической высоте облачности ни дежурного синоптика АМСГ, ни находившихся в аэропорту зам. командира отряда и начальника аэропорта.
В 09:10 с борта Ли-2 №4125 второй раз передали «высота облачности 50 метров, дождь, По-2 не выпускайте», но, так как пилот По-2С Л-1126 уже был 5 минут в воздухе, задержать его не удалось.
В 09:00 из аэропорта по маршруту Таллин – Хаапсалу – Кяйна вылетел По-2 Л-473. Пилот, встретив плохую погоду ниже минимума, не вернулся в а/п Таллин и прибыл в пункт назначения. В 10:35 из а/п Таллин в Курессааре выпущен По-С Л-265. Через 15 минут пилот, встретив плохую погоду, вернулся в Таллин.
Исходя из этого, можно сделать следующие предположения: вылетев из а/п Таллин, пилот По-2С Л-1126 в начале маршрута встретил обложные осадки с понижением облачности до 50-100 м. Учитывая, что по прогнозу в дальнейшем погода должна была улучшиться, он продолжил полет и дошел до острова Муху. Погода не улучшилась (высота облачности около 100 м, дождь, видимость 2-3 км). Не зная погоды впереди и боясь продолжать полет или возвращаться обратно через проливы при низкой облачности и дожде, когда цвет воды сливается с горизонтом, пилот решил подобрать площадку и произвести посадку на о. Муху. С целью подбора площадки он, по показаниям очевидцев, сделал круг в районе хуторов Мыэга и Вылла. Не подобрав там площадки из-за лесистой и заболоченной местности, пилот стал просматривать местность в районе населенных пунктов Хелламаа и Пяразе. При подборе площадки в усложненных условиях из-за дождя пилот на низкой высоте (25-30 м) отвлек внимание от пилотирования самолетом, вследствие чего он полностью потерял скорость, перешел на нос и ударился о землю под углом 70-80° в 100 м северо-западнее хутора Пяразе на гороховом поле. Пилот погиб. Катастрофа произошла в 10:45 мск.
|