Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа По-2С Западного-Сибирского управления ГВФ в районе н.п. Балыктыюль
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  09 марта 1950 г.
Время:  15:50
Страна:  СССР
Место происшествия:  Алтайский край, Горно-Алтайская АО, 8 км севернее села Балыктыюль, Улаганский аймак
Тип ВС:  По-2С
Регистрация ВС:  СССР-К1115
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Западно-Сибирское управление ГВФ
 


Описание
    Пилот 219 авиаотряда спецприменения Западно-Сибирского управление ГВФ Терков (здесь и далее фамилии пилотов изменены) выполнял задание по доставке кандидата в депутаты Верховного Совета СССР И.Я. Коломина, Первого секретаря Горно-Алтайского обкома ВКП(б), из Маймы в Усть-Улаган для встречи с избирателями. Задание обкома получил врио нач-ка а/п Майма, который сообщил его пилоту вечером 8 марта, не поставив в известность командира 219 отряда.
    Накануне, 8 марта, сотрудницами аэропорта и женами работников аэропорта был организован вечер с распитием спиртных напитков. В нем принимали участие пилоты и врио начальника аэропорта. Вечер закончился в 0:00 местного времени. Пилот с женой ушли с вечера к себе на квартиру в 11:00, куда вскоре пришел другой присутствовавший на вечере пилот Ерохин. Вместе они выпили по одному стакану бражки. В 0:00 гость ушел.
    Утром пилот прибыл на аэродром и стал готовиться к рейсу. Задание на полет было выписано им самим и никем не подписано, аэронавигационный расчет полета не составлялся.
    Врио начальника аэропорта запросил РД Барнаула о прогнозе погоды по маршруту и разрешение на вылет пилоту Теркову по санзаданию. В ответ он получил разрешение на вылет и неполный прогноз погоды (без срока действия). Затем он запросил разрешение на вылет у зам.командира отряда пилоту Ерохину по заданию обкома. Зам. к-ра отряда, предполагая, что задание связано с доставкой выборных материалов, дал разрешение на полет.
    Имея разрешение на вылет обоих пилотов, врио нач. аэропорта дал указание готовить Теркова к вылету в Усть-Улаган по заданию обкома, рассчитывая санзадание выполнить самолетом Ерохина, который в этот момент производил полет в Турочак.
    Бланк погоды АВ-5 пилоту Теркову не вручался, с полученным прогнозом погоды он был ознакомлен в устной форме врио начальника аэропорта. Вследствие несвоевременного прибытия пассажира вылет задержался. Кандидат в депутаты прибыл в 06:55 мск. В 07:05 пилот произвел взлет. На борту также находился авиамоторист. В 10:00 мск была произведена посадка в Усть-Улагане. Высадив пассажира, пилот и авиамоторист остались ждать его у самолета. Из-за плохого самочувствия после употребления накануне спиртного пилот лёг отдохнуть у самолета. Между 12:20 и 12:30 из поселка подъехал И.Я. Коломин, чтобы лететь обратно в Майму, где в 15:00 была назначена вторая встреча с избирателями. Пилот, зная о том, что запаса светлого времени для прилета в Майму явно не хватит (последний срок вылета из Усть-Улагана с расчетом прибыть в Майму за 1 час до захода солнца был 11:30), принял решение вылетать.
    Взлет был произведен в 12:40 мск. Желая сократить время на полет, чтобы прибыть до наступления темноты, пилот не стал делать круг над аэродромом, а сразу лег на курс, надеясь по пути следования набрать необходимую высоту для преодоления горного хребта высотой более 2000 м, лежащего по маршруту на расстоянии 20 км от Усть-Улагана. Полет проходил вдоль постоянно повышающейся долины, окруженной со всех сторон горами. Пройдя 15-18 км над всё возвышающейся местностью на истинной высоте 50-100 м, возможно, находясь под действием нисходящих потоков воздуха (ветер был со стороны гор), пилот подошел почти вплотную к хребту, увидел явную невозможность его перетянуть и принял решение развернуться в обратном направлении, чтобы уйти в сторону Усть-Улагана. Разворот влево, вследствие наличия с этой стороны высокой горы, покрытой лесом, произвести не представлялось возможным. Поэтому пилот принял решение произвести разворот вправо на 180°, где отсутствовали видимые препятствия. При развороте, вследствие повышающегося рельефа местности, пилот еще больше увеличил угол атаки самолета. Потеряв скорость и высоту, самолет в 12:50 мск задел нижней плоскостью правой полукоробки крыльев за верхушки деревьев, сбил их и, перейдя на нос, под большим углом упал в лес. При этом он ударился о лиственницу, которая упала на самолет поперек его продольной оси и переломила фюзеляж у пассажирской кабины. Пилот и пассажир И.Я. Коломин погибли. Авиамоторист получил легкие ушибы. Катастрофа произошла в 8 км севернее села Балыктыюль Улаганского аймака Горно-Алтайской АО.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 1
Пассажиры 1 1
На земле   0
Всего погибших 2


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС По-2С
Регистрационный номер (id) ВС СССР-К1115
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 23.08.1946
Заводской номер ВС 0279
Наработка ВС (часы) 3084
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 1130621


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Административный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Западно-Сибирское управление ГВФ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Усть-Улаган
Пункт назначения Майма
Начальный пункт маршрута Усть-Улаган
Конечный пункт маршрута Майма


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     а) Недисциплинированность пилота, проявленная им в процессе всего полета с момента предполетного отдыха до момента катастрофы;
    б) Плохая организация летной работы в 219 авиаотряде, в результате чего полеты в отряде совершаются с нарушением требований НПП-47 и существующих инструкций и приказов, регламентирующих летную работу;
    в) Недостаточный контроль за организацией летной работы в отрядах спецприменения со стороны руководства ЗСУ ГВФ.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.