Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Авария Ли-2 Московского управления ГВФ в районе Канаша
 
  Тип происшествия:  авария
Дата:  23 августа 1951 г.
Время:  02:15
Страна:  СССР
Место происшествия:  Чувашская АССР, район Канаша
Тип ВС:  Ли-2
Регистрация ВС:  СССР-Л1271
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Московское управление ГВФ
 


Описание
    В 20:20 22 августа 1951 г. экипаж самолета Ли-2 Л-1271 27 АТО Московского управления ГВФ вылетел из а/п Быково для выполнения рейса Москва – Новосибирск. Предполетная подготовка и расчет полета до первого пункта посадки Казань была проведена экипажем под контролем дежурного штурмана а/п Быково. В 19:20 в а/п Быково из а/п Казань было получено сообщение о закрытии аэродрома для приема самолетов в связи с ожидаемой фронтальной грозой, поэтому самолет Ли-2 диспетчером АДС а/п Быково был выпущен в 20:20 до а/п Горький визуально, хотя прогнозом погоды в а/п Горький к моменту прилета самолета высота облачности предусматривалась значительно ниже установленного минимума. Этот прогноз погоды впоследствии оправдался.
    Полет до Гусь-Хрустального (180 км от а/п Быково) выполнялся визуально, на высоте 600 м. После пролета Гусь-Хрустального диспетчер ВРДС дала экипажу указание занять эшелон 1200 м, что было выполнено командиром корабля, и дальнейший полет выполнялся в облачности и временами за облаками.
    В 22:25 командир корабля установил радиосвязь с командой радиостанцией а/п Горький и на запрос, открыт ли аэродром для приема самолетов, получил от диспетчера командной вышки ответ, что Казань и Пенза закрыты и что посадку нужно произвести в Горьком. Экипажу были переданы условия посадки в а/п Горький и указание снижаться до высоты 600 м по дальней приводной радиостанции временной упрощенной системы посадки (ДПРС ВУСП). Командир корабля подтвердил получение этих указаний, после чего связь с самолетом прекратилась и на вызовы командной радиостанции а/п Горький экипаж не отвечал.
    Из показаний командира корабля и второго пилота видно, что они вывели самолет по радиокомпасу на ДПРС ВУСП а/п Горький и определили момент ее пролета, но при повторном заходе на нее с обратным курсом определить пролета не могли. В последующем командир корабля неоднократно менял курсы следования, что в бортовом журнале не фиксировалось. Счисления пути по времени экипаж не производил. Попытки экипажа получить радиопеленги от радиопеленгатора а/п Горький оказались безуспешными. Радиопеленгаторщик, имея двустороннюю радиосвязь с Ли-2 Л-1271 с 23:06 до 23:45, даже не знал, с каким самолетом связь, и на запрос диспетчера а/п Горький ответил, что связи с бортом Л-1271 нет.
    В создавшейся обстановке командир корабля принял решение идти на Казань, хотя знал, что а/п Казань закрыт для приема самолетов. Около 01:00 командир корабля установил радиосвязь с командной радиостанцией а/п Казань и получил согласие на прием самолета. В ответ на запрос о местонахождении самолета командир корабля сообщил, что полет совершается на ШВРС на высоте 200 м, земля просматривается, горючего осталось на 20-25 минут полета, приводная радиостанция прослушивается хорошо. Связь с Ли-2 Л-1271 периодически возобновлялась до двух часов ночи. Экипаж сообщил, что выполняет полет на высоте 200 м с курсом 70° на ШВРС, просил включить огни старта и прожектор, что было выполнено: все радио и светосредства а/п Казань были включены своевременно, но самолет на а/п Казань не вышел. Действуя в воздухе беспорядочно и бессистемно, экипаж не сумел восстановить ориентировку.
    Около 02:15 23 августа командир корабля произвел посадку самолета с убранными шасси на вспаханное поле в 120 км юго-западнее г. Казань, в районе г. Канаш Чувашской АССР. В конце пробега самолет свалился в овраг и потерпел аварию. Члены экипажа получили ранения.
    После посадки в левом переднем бензобаке осталось около 30 литров горючего, остальные бензобаки были пусты. Для производства посадки экипаж ракетой ПАР-8 не пользовался, так как она в кассету вставлена не была, а находилась в хвостовой части пассажирской кабины.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж ? 0
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 0


Подробности происшествия

Категория происшествия авария
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ли-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Л1271
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС
Заводской номер ВС
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Московское управление ГВФ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Москва (Быково)
Пункт назначения Казань
Начальный пункт маршрута Москва (Быково)
Конечный пункт маршрута Новосибирск


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причинами аварии самолета явились:
    - Грубое нарушение требований НПП-47 и приказов начальника ГУ ГВФ при подготовке и выпуске самолета в ночной полет в а/п Быково и в 27 АТО. Несмотря на то, что командир корабля выполнял лишь второй самостоятельный ночной полет, командование отряда предварительной подготовки и инструктажа с ним не провело.
    - Штурманская подготовка в а/п Быково проведена до а/п Казань, хотя самолет был выпущен до а/п Горький. План полета до Горького не составлялся и никто из должностных лиц аэропорта не потребовал этого от экипажа. Командир корабля получил разрешение диспетчера АДС на вылет в ночной рейс при прогнозе погоды в пункте посадки ниже минимума и не доложил об этом командованию 27 АТО и а/п Быково. Получив в полете сообщение о погоде ниже минимума в а/п Горький, командир корабля не возвратился в а/п Быково, нарушив требования §84 п. «а» НПП-47. Диспетчер АДС выпустил самолет самовольно, при прогнозе погоды в пункте назначения ниже минимума, чем нарушил требования §630 п. 2 НПП-47. Старший диспетчер ВРДС, зная о погоде в а/п Горький ниже минимума, не вернул самолет в а/п Быково, а зам. начальника а/п Горький не потребовал от него вернуть самолет в аэропорт вылета.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2019, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.