В 20:20 22 августа 1951 г. экипаж самолета Ли-2 Л-1271 27 АТО Московского управления ГВФ вылетел из а/п Быково для выполнения рейса Москва – Новосибирск. Предполетная подготовка и расчет полета до первого пункта посадки Казань была проведена экипажем под контролем дежурного штурмана а/п Быково. В 19:20 в а/п Быково из а/п Казань было получено сообщение о закрытии аэродрома для приема самолетов в связи с ожидаемой фронтальной грозой, поэтому самолет Ли-2 диспетчером АДС а/п Быково был выпущен в 20:20 до а/п Горький визуально, хотя прогнозом погоды в а/п Горький к моменту прилета самолета высота облачности предусматривалась значительно ниже установленного минимума. Этот прогноз погоды впоследствии оправдался.
Полет до Гусь-Хрустального (180 км от а/п Быково) выполнялся визуально, на высоте 600 м. После пролета Гусь-Хрустального диспетчер ВРДС дала экипажу указание занять эшелон 1200 м, что было выполнено командиром корабля, и дальнейший полет выполнялся в облачности и временами за облаками.
В 22:25 командир корабля установил радиосвязь с командой радиостанцией а/п Горький и на запрос, открыт ли аэродром для приема самолетов, получил от диспетчера командной вышки ответ, что Казань и Пенза закрыты и что посадку нужно произвести в Горьком. Экипажу были переданы условия посадки в а/п Горький и указание снижаться до высоты 600 м по дальней приводной радиостанции временной упрощенной системы посадки (ДПРС ВУСП). Командир корабля подтвердил получение этих указаний, после чего связь с самолетом прекратилась и на вызовы командной радиостанции а/п Горький экипаж не отвечал.
Из показаний командира корабля и второго пилота видно, что они вывели самолет по радиокомпасу на ДПРС ВУСП а/п Горький и определили момент ее пролета, но при повторном заходе на нее с обратным курсом определить пролета не могли. В последующем командир корабля неоднократно менял курсы следования, что в бортовом журнале не фиксировалось. Счисления пути по времени экипаж не производил. Попытки экипажа получить радиопеленги от радиопеленгатора а/п Горький оказались безуспешными. Радиопеленгаторщик, имея двустороннюю радиосвязь с Ли-2 Л-1271 с 23:06 до 23:45, даже не знал, с каким самолетом связь, и на запрос диспетчера а/п Горький ответил, что связи с бортом Л-1271 нет.
В создавшейся обстановке командир корабля принял решение идти на Казань, хотя знал, что а/п Казань закрыт для приема самолетов. Около 01:00 командир корабля установил радиосвязь с командной радиостанцией а/п Казань и получил согласие на прием самолета. В ответ на запрос о местонахождении самолета командир корабля сообщил, что полет совершается на ШВРС на высоте 200 м, земля просматривается, горючего осталось на 20-25 минут полета, приводная радиостанция прослушивается хорошо. Связь с Ли-2 Л-1271 периодически возобновлялась до двух часов ночи. Экипаж сообщил, что выполняет полет на высоте 200 м с курсом 70° на ШВРС, просил включить огни старта и прожектор, что было выполнено: все радио и светосредства а/п Казань были включены своевременно, но самолет на а/п Казань не вышел. Действуя в воздухе беспорядочно и бессистемно, экипаж не сумел восстановить ориентировку.
Около 02:15 23 августа командир корабля произвел посадку самолета с убранными шасси на вспаханное поле в 120 км юго-западнее г. Казань, в районе г. Канаш Чувашской АССР. В конце пробега самолет свалился в овраг и потерпел аварию. Члены экипажа получили ранения.
После посадки в левом переднем бензобаке осталось около 30 литров горючего, остальные бензобаки были пусты. Для производства посадки экипаж ракетой ПАР-8 не пользовался, так как она в кассету вставлена не была, а находилась в хвостовой части пассажирской кабины.
|