Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-12Б Полярного управления ГА близ Амдермы
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  13 ноября 1969 г.
Время:  02:33
Страна:  СССР
Место происшествия:  Архангельская область, НАО, 15 км от аэропорта Амдерма
Тип ВС:  Ан-12Б
Регистрация ВС:  СССР-11376
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Полярное управление ГА, Шереметьевский ОАО
Рейс:  5009
 


Описание
    Экипаж 247 летного отряда выполнял полет по перевозке груза по маршруту Шереметьево – Амдерма – Хатанга – Магадан - Якутск. Загрузка весом 10 776 кг состояла из фруктов (виноград, груши, лимоны), а также импортных счетных машин и столов к ним.
    В 22:50 мск 12 ноября экипаж произвел взлет в а/п Шереметьево и после набора высоты занял эшелон 8 400 м. Кроме экипажа на борту находились двое сопровождающих груз и один неоформленный пассажир – пилот Певекского ОАО.
    После установления связи с РДП Амдермы на борт передана фактическая погода: облачность 10 баллов, слоисто-кучевая, 420 м, видимость – 10 км и дано разрешение на снижение до высоты перехода. Подтвердив получение, в 02:15 мск экипаж приступил к снижению до 1 200 м и в 02:26 доложил о занятии этой высоты. Диспетчер КДП сообщил удаление 33 км и разрешил снижение до 600 м по давлению 759 мм рт.ст. к третьему развороту и заход на посадку с МК=254°.
    В 02:30 экипаж доложил высоту 600 м и курс 344° и получил указание снижаться до 400 м, а в 02:31:23 - выполнять четвертый разворот. Подтверждение в 02:31:26 было последним сообщением с борта. Самолет был обнаружен в тундре в 15 км от ВПП на линии посадочного курса разрушенным и сгоревшим. Он снижался по прямолинейной траектории. Столкновение с землей произошло на большой скорости с левым креном более 40° с выпущенными шасси и убранными закрылками. Разброс обломков составил 540 м в длину и 180 м в ширину с МК=275°.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 9 9
Пассажиры 3 3
На земле   0
Всего погибших 12


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-12Б
Регистрационный номер (id) ВС СССР-11376
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 21.01.1965
Заводской номер ВС 402406
Наработка ВС (часы) 6657
Наработка ВС (циклы) 2109
Силовая установка Н 2535101 Н 2325256 С 2445082 С 2445073


Сведения о рейсе

Номер рейса 5009
Категория рейса Грузовой
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Полярное управление ГА, Шереметьевский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Москва (Шереметьево)
Пункт назначения Амдерма
Начальный пункт маршрута Москва (Шереметьево)
Конечный пункт маршрута Якутск


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Комиссия сделала заключение, что причину катастрофы установить не представлюсь возможным.
    Наиболее вероятными причинами могли быть:
    1) Несимметричный выпуск закрылков
    2) Рассоединение тяги управления рулем высоты
    3) Самопроизвольное включение автопилота в процессе четвертого разворота.
    В приказе МГА №053 от 02.10.1970 г. о катастрофах самолетов Ан-12 №11376 (13.11.1969) и №11381 (06.12.1969) указывается, что обе катастрофы произошли при аналогичных обстоятельствах. В обоих случаях после четвертого разворота на самолетах возникла скоротечная аварийная ситуация, которая и привела катастрофам. Самолеты столкнулись с землей на больших скоростях с убранными закрылками и выпущенными шасси.
    Исследованиями разрушенных деталей самолетов в лабораторных условиях, а также длительными повторными эксплуатационными испытаниями, проведенными в ГосНИИ ГА, было установлено, что при летных происшествиях имели место сваливания самолетов в процессе четвертого разворота или при выходе из разворота.
    Наиболее вероятными причинами сваливания могли быть:
    - наличие льда на крыле при выполнении четвертого разворота с неотклоненными закрылками на скорости полета 280-300 км/ч при угле крена до 30°;
    - наличие льда на стабилизаторе, приводящего к «клевку» самолета при довыпуске закрылков до 30-35°. В этом случае сваливание наступает при энергичном выводе из «клевка» в сочетании с одновременной уборкой закрылков. Сваливание может наступить и при плавном выводе из «клевка», если лед находится также и на крыле.
    22.01.1971 г и 31.01.1971 г при аналогичных обстоятельствах произошли еще две катастрофы самолетов Ан-12 (№11000 и №12996). В обоих случаях комиссиям удалось установить, что причинами катастрофы явилось сваливание самолетов после окончания стандартного разворота в результате отложения льда на носке профиля крыла.
    В приказе МГА №013 от 19.03.1971 г. по результатам расследования этих катастроф указывается, что катастрофы самолетов Ан-12 13.11.1969 г. и 06.12.1969 г. произошли при аналогичных обстоятельствах. Во всех этих случаях самолеты выполняли заход на посадку ночью в облаках с влажностью от 86 до 98% при температуре воздуха от -6 до -11°С, где в первом случае имелись условия для обледенения, а во втором - оно фактически было определено.
    Аварийная ситуация возникла неожиданно для экипажа на высоте круга и развивалась скоротечно.
    При этом в двух случаях в 1969 г противообледенительная система крыла не была включена, а в двух последних случаях при включенной ПОС краны отбора воздуха от двигателей были открыты лишь частично.
    Таким образом, с учетом материалов ранее проведенных расследований следует считать, что все указанные летные происшествия явились результатом одной и той же причины - сваливания самолета с обледеневшим крылом. Это связано с недостаточными исследованиями и испытаниями самолетов Ан-12 по уточнению их аэродинамических характеристик при полете с обледеневшим крылом, недостатками документов, регламентирующих летную эксплуатацию самолета, а также с его определенными конструктивными недоработками.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.