|
|
|
Катастрофа По-2 Восточно-Сибирского управления ГВФ в пос. Ярикта |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 17 июля 1951 г.
Время: 08:45
Страна: СССР
Место происшествия: Бурят-Монгольская АССР, Баргузинский аймак, пос. Ярикта
Тип ВС: По-2
Регистрация ВС: СССР-Ш1947
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Восточно-Сибирское управление ГВФ
|
|
|
|
|
Описание |
Пилот в декабре 1950г, после окончания Криворожской летной школы ГВФ прибыл в 235 авиаотряд Восточно-Сибирского управления ГВФ, откуда в связи с отсутствием работы в отряде с 1 марта 1951 г переведен в 37 авиаотряд. Ввод в строй пилота проводился бессистемно, с большими перерывами, с апреля 1951 г по 10 июня 1951 г. Командир отряда без провозных полетов по трассам и проверки техники пилотирования направил его с 6 июля на самостоятельную работу по патрулированию лесов в а/п Баргузин, без оперативного задания.
10 июля пилот провезен по патрульному маршруту начальником АНС отряда. От Иркутской лесавиабазы на оперативной точке Баргузин находился летчик-наблюдатель, который систематически злоупотреблял спиртными напитками, нарушал предполетный отдых, в полетах проявлял недисциплинированность, принуждал летный состав летать на низких высотах, а при невыполнении этих требований упрекал пилотов в трусости.
Командир 37 авиаотряда, зная о пьянстве данного летнаба, допустил к работе с ним двух молодых пилотов, создав тем самым условия плохого влияния на их летную работу.
16 июля пилот выполнял задание по маршруту Баргузин – Баянгол – Курумкан – Баргузин. В 10:00 мск он произвел взлет и в 11:30 приземлился в а/п Курумкан для передачи данных о работах на трассе в лесхоз. В связи с ухудшением погоды в Баргузине, пилот и летнаб остались на ночевку в Курумкане. Пилот с разрешения начальника аэропорта ушел в поселок, где в девятом часу вечера с летнабом зашел в столовую. Там они вместе с пилотом Геологоразведки и его авиамехаником заказали 350 грамм спирта и распили его без закуски. Будучи уже пьяным до этого, авиамеханик Геологоразведки из-за сильного алкогольного опьянения был затем отведен домой. Вскоре за пилотом Геологоразведки пришла его жена, которая по настоятельной просьбе летнаба купила им еще 200 грамм спирта.
После распития спирта пилот, летнаб и пилот Геологоразведки с женой в 23:00 зашли на квартиру к местному жителю, где выпили еще бутылку разведенного спирта. По окончании неоднократных выпивок пилот в 02:45 пришел в пилотскую комнату и лег спать.
В 6 часов утра его разбудил начальник аэропорта. Пилот встал и направился в столовую завтракать. Выпив два стакана молока, пилот пошел на аэродром, по пути зайдя за летнабом. После предполетной подготовки, с разрешения начальника аэропорта, пилот и летнаб в 03:15 мск вылетели в Баргузин. Сделав круг над аэродромом и набрав высоту 300-400 м, пилот лег на курс по направлению на Баргузин. По пути он снизился до бреющего полета (5-10 м) и продолжал полет на этой высоте до поселка Ярикта (45 км от а/п Баргузин). Правее поселка Ярикта в 3-4 км ими был обнаружен незначительный очаг лесного пожара. Пилот, не набирая высоты, развернулся в сторону пожара, над которым на высоте 5-10 м сделал 4-5 кругов и направился к пос. Ярикта, видимо, с целью найти лесника и показать направление очага пожара. При беспорядочном и хулиганском полете над поселком на малой высоте пилот и летнаб махали руками населению, которое в испуге разбегалось по сторонам. Пролетая над домиком лесника на высоте 2-3 м, пилот заметил впереди себя стоящий дом и отдельные деревья выше высоты его полета. Во избежание лобового удара, пилот перевел самолет в набор высоты с правым креном , перетянул дом и деревья, но потерял при этом скорость. Самолет под углом 60-70° с высоты 10-15 м врезался с работающим мотором в землю. При ударе произошел взрыв бензобака. Экипаж и самолет сгорели. Катастрофа произошла в 03:45 мск.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
2 |
2 |
Пассажиры |
0 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
снижение |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
По-2 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-Ш1947 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
07.08.1948 |
Заводской номер ВС |
16805023 |
Наработка ВС (часы) |
676 |
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
4126180 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Лесоавиационный |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Восточно-Сибирское управление ГВФ |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Курумкан |
Пункт назначения |
Баргузин |
Начальный пункт маршрута |
Курумкан |
Конечный пункт маршрута |
Баргузин |
|
Подробные сведения
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Основными причинами катастрофы являются:
1) Грубое нарушение командиром 37 авиаотряда требований решения коллегии ГУ ГВФ от 24.05.50 и приказа №0059-51 г., выразившееся:
а) в направлении молодого пилота на оперативную точку для патрулирования лесных пожаров, не зная в достаточной мере его морально-деловых качеств, и, не имевшего самостоятельного производственного налета в условиях базы отряда;
б) в том, что, зная по докладам пилотов о злоупотреблении летчиком-наблюдателем спиртными напитками, допустил к полетам по патрулированию лесов с ним молодого пилота;
в) в том, что он не только не организовал контроль за работой молодых пилотов на оперативных точках, но даже выпустил их без оперативного задания, регламентирующего их летную работу, и без установленного минимума погоды, при котором разрешено производить полеты.
2) Отсутствие контроля за предполетным отдыхом летного состава со стороны начальника а/п Курумкан, допустившего пилота к полетам 17.07.50 без нормального предполетного отдыха и знавшего, что пилот накануне нарушал предполетный отдых.
3) Грубейшее нарушение летной дисциплины пилотом, выразившееся:
а) в нарушении предполетного отдыха при ночевке в а/п Курумкан, совместно с летнабом употреблявшего спиртные напитки и отдыхавшего всего 3 часа;
б) в проявлении воздушного хулиганства во время полета – снижения до высоты 5-10 м над поселком, выполнения беспорядочного бреющего полета и допущении потери скорости.
4) Систематическое пьянство накануне полетов летчика-наблюдателя Иркутской лесавиабазы, который не только выпивал сам, но и увлекал в пьянки молодого пилота, при полетах систематически принуждал пилотов лететь на низкой высоте, а при отказе упрекал их в трусости.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|