Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа По-2 Восточно-Сибирского управления ГВФ в пос. Ярикта
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  17 июля 1951 г.
Время:  08:45
Страна:  СССР
Место происшествия:  Бурят-Монгольская АССР, Баргузинский аймак, пос. Ярикта
Тип ВС:  По-2
Регистрация ВС:  СССР-Ш1947
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Восточно-Сибирское управление ГВФ
 


Описание
    Пилот в декабре 1950г, после окончания Криворожской летной школы ГВФ прибыл в 235 авиаотряд Восточно-Сибирского управления ГВФ, откуда в связи с отсутствием работы в отряде с 1 марта 1951 г переведен в 37 авиаотряд. Ввод в строй пилота проводился бессистемно, с большими перерывами, с апреля 1951 г по 10 июня 1951 г. Командир отряда без провозных полетов по трассам и проверки техники пилотирования направил его с 6 июля на самостоятельную работу по патрулированию лесов в а/п Баргузин, без оперативного задания.
    10 июля пилот провезен по патрульному маршруту начальником АНС отряда. От Иркутской лесавиабазы на оперативной точке Баргузин находился летчик-наблюдатель, который систематически злоупотреблял спиртными напитками, нарушал предполетный отдых, в полетах проявлял недисциплинированность, принуждал летный состав летать на низких высотах, а при невыполнении этих требований упрекал пилотов в трусости.
    Командир 37 авиаотряда, зная о пьянстве данного летнаба, допустил к работе с ним двух молодых пилотов, создав тем самым условия плохого влияния на их летную работу.
    16 июля пилот выполнял задание по маршруту Баргузин – Баянгол – Курумкан – Баргузин. В 10:00 мск он произвел взлет и в 11:30 приземлился в а/п Курумкан для передачи данных о работах на трассе в лесхоз. В связи с ухудшением погоды в Баргузине, пилот и летнаб остались на ночевку в Курумкане. Пилот с разрешения начальника аэропорта ушел в поселок, где в девятом часу вечера с летнабом зашел в столовую. Там они вместе с пилотом Геологоразведки и его авиамехаником заказали 350 грамм спирта и распили его без закуски. Будучи уже пьяным до этого, авиамеханик Геологоразведки из-за сильного алкогольного опьянения был затем отведен домой. Вскоре за пилотом Геологоразведки пришла его жена, которая по настоятельной просьбе летнаба купила им еще 200 грамм спирта.
    После распития спирта пилот, летнаб и пилот Геологоразведки с женой в 23:00 зашли на квартиру к местному жителю, где выпили еще бутылку разведенного спирта. По окончании неоднократных выпивок пилот в 02:45 пришел в пилотскую комнату и лег спать.
    В 6 часов утра его разбудил начальник аэропорта. Пилот встал и направился в столовую завтракать. Выпив два стакана молока, пилот пошел на аэродром, по пути зайдя за летнабом. После предполетной подготовки, с разрешения начальника аэропорта, пилот и летнаб в 03:15 мск вылетели в Баргузин. Сделав круг над аэродромом и набрав высоту 300-400 м, пилот лег на курс по направлению на Баргузин. По пути он снизился до бреющего полета (5-10 м) и продолжал полет на этой высоте до поселка Ярикта (45 км от а/п Баргузин). Правее поселка Ярикта в 3-4 км ими был обнаружен незначительный очаг лесного пожара. Пилот, не набирая высоты, развернулся в сторону пожара, над которым на высоте 5-10 м сделал 4-5 кругов и направился к пос. Ярикта, видимо, с целью найти лесника и показать направление очага пожара. При беспорядочном и хулиганском полете над поселком на малой высоте пилот и летнаб махали руками населению, которое в испуге разбегалось по сторонам. Пролетая над домиком лесника на высоте 2-3 м, пилот заметил впереди себя стоящий дом и отдельные деревья выше высоты его полета. Во избежание лобового удара, пилот перевел самолет в набор высоты с правым креном , перетянул дом и деревья, но потерял при этом скорость. Самолет под углом 60-70° с высоты 10-15 м врезался с работающим мотором в землю. При ударе произошел взрыв бензобака. Экипаж и самолет сгорели. Катастрофа произошла в 03:45 мск.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 2
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 2


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета снижение
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС По-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Ш1947
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 07.08.1948
Заводской номер ВС 16805023
Наработка ВС (часы) 676
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 4126180


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Лесоавиационный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Восточно-Сибирское управление ГВФ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Курумкан
Пункт назначения Баргузин
Начальный пункт маршрута Курумкан
Конечный пункт маршрута Баргузин


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Основными причинами катастрофы являются:
    1) Грубое нарушение командиром 37 авиаотряда требований решения коллегии ГУ ГВФ от 24.05.50 и приказа №0059-51 г., выразившееся:
    а) в направлении молодого пилота на оперативную точку для патрулирования лесных пожаров, не зная в достаточной мере его морально-деловых качеств, и, не имевшего самостоятельного производственного налета в условиях базы отряда;
    б) в том, что, зная по докладам пилотов о злоупотреблении летчиком-наблюдателем спиртными напитками, допустил к полетам по патрулированию лесов с ним молодого пилота;
    в) в том, что он не только не организовал контроль за работой молодых пилотов на оперативных точках, но даже выпустил их без оперативного задания, регламентирующего их летную работу, и без установленного минимума погоды, при котором разрешено производить полеты.
    2) Отсутствие контроля за предполетным отдыхом летного состава со стороны начальника а/п Курумкан, допустившего пилота к полетам 17.07.50 без нормального предполетного отдыха и знавшего, что пилот накануне нарушал предполетный отдых.
    3) Грубейшее нарушение летной дисциплины пилотом, выразившееся:
    а) в нарушении предполетного отдыха при ночевке в а/п Курумкан, совместно с летнабом употреблявшего спиртные напитки и отдыхавшего всего 3 часа;
    б) в проявлении воздушного хулиганства во время полета – снижения до высоты 5-10 м над поселком, выполнения беспорядочного бреющего полета и допущении потери скорости.
    4) Систематическое пьянство накануне полетов летчика-наблюдателя Иркутской лесавиабазы, который не только выпивал сам, но и увлекал в пьянки молодого пилота, при полетах систематически принуждал пилотов лететь на низкой высоте, а при отказе упрекал их в трусости.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.