Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа По-2Л Туркменского управления ГВФ на погранзаставе Чат
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  25 мая 1951 г.
Время:  13:50
Страна:  СССР
Место происшествия:  Туркменская ССР, Ашхабадская область, п.п. Чат
Тип ВС:  По-2Л
Регистрация ВС:  СССР-К1457
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Туркменское управление ГВФ, 226 ао
 


Описание
    Пилот 226 авиаотряда спецприменения Туркменского управления ГВФ выполнял спецрейс Министерства сельского хозяйства Туркменской ССР по маршруту Ашхабад – разъезд №30 – Терсакан (поворотный пункт) – Шарлоук с целью определения района, зараженного саранчой. Утром перед вылетом пассажирка (главный агроном, начальник отдела защиты растений МСХ ТССР) просила командира 226 ОСП продлить полет до пограничной заставы Чат (270 км западнее Ашхабада). Тот согласия не дал, так как разрешение ОД ВВС и ПВО было дано только до п.п. Шарлоук (пункт находится в 25 километровой запретной пограничной зоне с Ираном), а пилоту приказал выполнять полет только до п.п. Шарлоук согласно письменного задания на полет. Работник министерства заявила, что по прилету в Шарлоук добьется по телефону через ЦК КП (б) Т разрешения на полет в Чат.
    Взлет в а/п Ашхабад произведен в 04:00 мск. Вторым пассажиром на борту был начальник госинспекции по карантину сельскохозяйственных растений МСХ СССР по ТССР. На борту также находилось 160 кг груза.
    Фактическая погода соответствовала выданному прогнозу погоды (облачность 5-10 баллов средняя и высокая, без осадков, видимость 4-10 км, ветер западный 25-35 км/ч).
    В 06:00 пилот произвел посадку на аэродроме 30-го разъезда. После заправки бензином и маслом в 06:40 он вылетел на п.п. Шарлоук через поворотный пункт Терсакан и в 07:45 произвел нормальную посадку в Шарлоуке. До п.п Чат он вылетать отказался. Пассажирка в штабе погранзаставы (в/ч №2047-Ш), объяснив, что до района появления саранчи они не долетели, так как в Ашхабаде пункты назначения перепутали и вместо Чата указали в задании Шарлоук, стала добиваться по телефону разрешения через Ашхабад на вылет в Чат. В управлении пограничных войск МВД в Ашхабаде сразу разрешения она не добилась. Командир в/ч №2047-Ш приказал отправить пассажиров до Чата на автомашине, но автомашина в части оказалась неисправной. Других видов транспорта на заставе не было и пассажирам пришлось ждать разрешения из Ашхабада на полет до Чата.
    По требованию МСХ ТССР и командира Туркменского управления ГВФ старший диспетчер УРДС добился разрешения ОД ВВС и ПВО на вылет в Чат. Получив разрешение по телефону, зам. к-ра части по политчасти, в кабинете которого пассажиры ожидали разрешения на вылет, проконсультировал пилота о посадочной площадке и погоде в районе погранзаставы Чат.
    В 10:20 мск пилот с пассажирами вылетел в Чат и в 10:47 вышел на посадочную площадку, указанную замполитом в/ч №2047-Ш. Старт был выложен строго против ветра с МК=240°. Пилот осмотрел посадочную площадку с воздуха. В полосе подхода с восточной и с северо-северо-восточной стороны с МК=240° посадке мешали телеграфные столбы.
    По показаниям замполита в/ч №2047-Ш, перед вылетом пилот выражал намерение произвести посадку севернее дороги, ведущей к заставе, на большое ровное поле, в связи с препятствиями на подходах к посадочной площадке Чат.
    Развернувшись вправо (от границы) после просмотра посадочной площадки, пилот, продолжая полет в обратном направлении вдоль дороги на Шарлоук, просматривал ровное поле севернее дороги. Пройдя в обратном направлении с МК=40° 400 м от посадочной площадки, пилот стал производить левый разворот (также от границы) для вторичного просмотра поля севернее дороги. Во время разворота на высоте около 150 м с креном более 30° при западном ветре 10-12 м/с самолет сорвался в штопор и лобовым ударом врезался в землю в 10:50 мск. Пилот погиб на месте. Пассажиры получили тяжелые ранения и в тот же день скончались.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 1
Пассажиры 2 2
На земле   0
Всего погибших 3


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС По-2Л
Регистрационный номер (id) ВС СССР-К1457
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 30.09.1949
Заводской номер ВС 16802040
Наработка ВС (часы) 1124
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 1140468


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Другие авиаработы
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Туркменское управление ГВФ, 226 ао
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Ашхабад
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     1) Основной причиной катастрофы является нарушение пилотом §61 НПП-47 г., при производстве разворота на 180° для вторичного захода с целью просмотра площадки допустившего крен более 30° с потерей скорости. В результате потери скорости самолет с высоты 150 м сорвался в штопор, ударился о землю и потерпел катастрофу.
    2) Неправильное построение маршрута пилотом для просмотра площадки, с левым разворотом на 180° над дорогой, вблизи которой находится госграница. В результате, боясь приблизиться к госгранице, пилот допустил грубую ошибку в технике пилотирования – некоординированный разворот с большим креном и потерей скорости.
    3) Командир 226 ОСП не сделал своевременно должных выводов из аварии самолета По-2 №1470 командира звена, произошедшей при таких же условиях, в результате потери скорости, и не потребовал от всех пилотов максимального внимания при производстве разворотов при заходе на посадку.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.