Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа По-2С Украинского управления ГВФ в районе Каховки
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  19 августа 1949 г.
Страна:  СССР
Место происшествия:  Украинская ССР, Херсонская область, 7 км южнее Каховки
Тип ВС:  По-2С
Регистрация ВС:  СССР-К1373
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Украинское управление ГВФ
 


Описание
    Пилот 202 авиаотряда Украинского управления ГВФ выполнял санитарный рейс по маршруту Херсон – Нижние Серогозы – Херсон. Взлет в а/п Херсон произведен в 09:40 с врачом-консультантом Херсонского Облздравотдела на борту. Около 11 часов пилот произвел посадку в Нижних Серогозах. С 11 до 15 часов врач производила консультацию и осмотр больных в Нижесерогозской больнице, а пилот по ее просьбе был приглашен на больничную кухню, где ему был приготовлен завтрак из 5 жареных яиц, жареной картофели и помидора. Между 11:40 и 12 часов пилот позавтракал. Во время завтрака никаких спиртных напитков он не употреблял. После завтрака пилот находился на квартире у гражданки Пищемуха и прибыл обратно к райбольнице около 14:30. По приходу в больницу пилот вызвал из кабинета принимавшую больных врача-стоматолога и попросил у нее покормить себя и дать выпить спирта. Врач дала распоряжение покормить пилота, ему был подан жареный картофель, помидоры и хлеб. В угощении спиртом врач вначале отказала, но после настойчивой просьбы пилота дала распоряжение принести из зубного кабинета бутылку с 300 граммами спирта, выписанного накануне из аптеки. Этот спирт она передала в руки пилоту и сказала, чтобы он налил себе столько, сколько можно выпить с учетом скорого вылета в Херсон с больным и врачом. Пилот налил себе в чашку 120 грамм чистого спирта-ректификата, развел его водой и здесь же, на глазах всех присутствующих, выпил. После выпивки он от закуски отказался, сказав, что не голоден (съел всего 1-2 кусочка помидора). Через несколько минут стоматолог заметила, что пилот заметно опьянел. Это ее очень обеспокоило. Она начала уговаривать пилота отложить вылет, проспаться и отдохнуть. Врач-консультант, прибыв к самолету, видя нетрезвое состояние пилота, также начала уговаривать его воздержаться от вылета на два часа, советовала ему пойти отдохнуть и требовала снять с самолета больного и отнести его обратно в больницу. Однако пилот начал резко возражать обоим врачам и настаивал на вылете, мотивируя тем, что он вовсе не пьян, эти подозрения оскорбляют его как летчика и коммуниста, и что он имеет большой опыт в работе, летал на фронте в весьма сложных условиях и гарантирует безопасность полета до Херсона. Уступив настойчивым и резким требованиям пилота, врач села в самолет, в кабине которого на носилках уже находился больной, 19-ти летний юноша, перевозимый в областную больницу в Херсоне для уточнения диагноза. Закрывая за врачом кабину, пилот сказал, что «мы не только благополучно долетим, но еще по дороге арбузов нарвем».
    Около 16:00 пилот произвел взлет и на высоте 25-30 м скрылся из вида провожающих в направлении на Херсон. По заявлению врача, в полете пилот проявлял хулиганство, временами то переводил самолет на бреющий полет, то выше, при этом несколько раз оглядывался на нее, один раз похлопал по плечу и все время показывал знаками, что полет проходит блестяще.
    На удалении 75-80 км от Нижних Серогоз пилот дал знак врачу, что собирается производить посадку, и начал выполнять левый разворот со снижением, убрав газ мотора. Врач начала кричать ему, что запрещает посадку, трогала его за плечо, давая знаки жестами чтобы пилот не производил посадку. В этот момент самолет с углом врезался в землю и потерпел катастрофу. Пилот погиб, врач получила общие ушибы и сотрясение мозга, больной получил легкие ушибы и ссадины головы. Катастрофа произошла около 17:00 в 7 км южнее г. Каховка.
    По показаниям очевидцев и на основании осмотра места катастрофы комиссия установила, что пилот, прибыв в район Каховки и пройдя на высоте 25-30 м над бахчей, сделал левый разворот, зашел против ветра, убрал газ мотора и начал планировать на посадку с высоты 20-25 м, пытаясь сесть на паровое поле рядом с бахчей. При этом самолет, не выходя из угла, врезался мотором в землю.
    Фактическая погода в момент катастрофы была: ясно, видимость хорошая, ветер 7-8 м/с. Материальная часть самолета до удара о землю была исправна.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 1
Пассажиры 2 0
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС По-2С
Регистрационный номер (id) ВС СССР-К1373
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 13.11.1945
Заводской номер ВС 944047
Наработка ВС (часы) 1893
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 09126


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Санитарный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Украинское управление ГВФ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Нижние Серогозы
Пункт назначения Херсон
Начальный пункт маршрута Нижние Серогозы
Конечный пункт маршрута Херсон


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     1) Основной причиной происшествия является грубейшая недисциплинированность пилота, выразившаяся в приеме спиртных напитков перед вылетом и производстве полета в нетрезвом состоянии.
    2) Непосредственной причиной катастрофы является то, что пилот, производя полет в нетрезвом состоянии, принял решение произвести посадку у бахчей с целью приобретения арбузов и во время планирования был отвлечен от управления самолетом врачом, которая запрещала ему производить посадку, не выбрал самолет своевременно из угла и врезался в землю.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.