Около 08:30 командир 238 авиаотряда Уральского управления ГВФ получил по телефону от Курганской областной санавиастанции задание на полет двух самолетов в район железнодорожной станции Макушино для переброски 4-х человек медицинского персонала, консервированной крови и медикаментов в целях оказания помощи пострадавшим при железнодорожной катастрофе в районе станции Макушино (крушение пассажирского поезда).
Дежурный синоптик для выполнения задания выписал бюллетень погоды АВ-5 по маршруту Курган – Макушино – Курган с 09:30 до 12:00: облачность 3-10 баллов высокая, видимость 4-10 км, ветер юго-западный 10-20 км/ч. В Макушино с 10:00 до 11:00 туман, видимость 500-1000 м, тихо.
Командир отряда на предупреждение синоптика о тумане в пункте посадки указал дописать в бюллетене погоды «полет с проверкой прогноза». Для выполнения задания он назначил двух пилотов: командира звена Багаева и пилота Дерябина. Оба пилота в этот день уже произвели по одному маршрутному полету и вернулись в а/п Курган. Командиру звена Багаеву в связи со сложностью задания, как более опытному пилоту, было приказано подобрать с воздуха площадку в районе ст. Макушино, произвести посадку и обеспечить прием самолета Дерябина. О порядке выполнения полета в паре командир отряда указаний пилотам не дал.
В связи с прибытием врачей подготовка пилотов к полету происходила в обстановке недопустимой поспешности. Оба пилота не произвели аэронавигационной подготовки к выполнению полета по новому маршруту. У Дерябина не был проложен маршрут и отсутствовала линейка НЛ-8. Однако он расписался в журнале предполетной подготовки, а штурман отряда отметил в журнале выполнение всех элементов подготовки с оценкой «четыре». Между посадкой и вылетом на новое задание у Багаева прошло 27 минут, у Дерябина – 25 минут. Бюллетень погоды АВ-5 был выписан на Багаева и вручен ему, а Дерябин только с ним ознакомлен. Дежурный диспетчер при выдаче разрешения на вылет не обнаружил, что пилоты выпускаются при прогнозе тумана в пункте посадки, без наличия положенных документов и без бланка АВ-5 у пилота Дерябина. Командир звена Багаев никаких указаний Дерябину о порядке полета в паре перед вылетом не дал.
В 09:07 командир звена Багаев с двумя врачами на борту произвел взлет на самолете По-2 № К-1260. В 09:09 на самолете По-2 № К-1119 вылетел с врачом и медсестрой пилот Дерябин. Самолеты следовали на высоте 500 м с интервалами 1000-1500 м (впереди Багаев). На участке маршрута в районе железнодорожного разъезда Коновалово командир звена Багаев увидел полосу приподнятого тонкого слоя тумана с высотой нижней кромки 100-110 м и принял решение продолжить полет под нижней кромкой тумана. Не давая никаких сигналов пилоту Дерябину, Багаев снизился на 400 и продолжил полет под туманом. Дерябин повторил этот маневр и продолжал следовать за Багаевым. Через 3…5 минут полета видимость стала ухудшаться. Командир звена, увидев перед собой полосу сплошного тумана, пользуясь наличием просвета в нем, принял решение выйти из под тумана и продолжать полет над туманом в районе ст. Макушино. Дойдя по расчету времени в район Макушино, по настоянию врача, найдя разрыв в тумане, Багаев снизился в него до высоты 30-50 м. Увидев непригодность просматриваемого участка земли для посадки, он вновь набрал высоту и возвратился на площадку у железнодорожной станции Лебяжье, где и произвел посадку. Пилот Дерябин, следовавший за Багаевым, при уходе его вверх потерял самолет Багаева из виду, вошел в туман и, привязавшись к линейному ориентиру железнодорожного полотна, производил полет правее него на высоте 10-15 м в район станции Макушино.
В 10:10 мск, по показаниям очевидцев на разъезде Коновалово, на высоте 16 м самолет лобовым ударом столкнулся с кирпичной водонапорной башней высотой 25 м. При ударе о верхнюю часть башни самолет полностью разрушился и упал на землю у подножия башни. Военнослужащие из стоявшего на станции поезда извлекли из обломков самолета тела пилота и медсестры. Тело врача найдено в находившемся рядом с башней угольном сарае без крыши.
|