Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа А-20Ж Бостон Ленинградского АФО ГУГК в Вологодской области (самолет пропал без вести)
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  21 октября 1949 г.
Страна:  СССР
Место происшествия:  Вологодская область, южнее Котласа
Тип ВС:  Douglas A-20G-40-DO Havoc
Регистрация ВС:  СССР-Ф297
Авиакомпания:  ГУГК, Ленинградский АФО
 


Описание
    Самолеты А-20 Бостон Ленингадского аэрофотосъемочного отряда ГУГК № Ф-297 (командир Петров) и № Ф-236 (командир Поселенин) в течение всего съемочного сезона 1949 г базировались в а/п Ухта, откуда производили полеты на аэрофотосъемку. По окончании съемочного сезона из Воркуты на а/д Ухта прибыли самолеты А-20 № Ф-296 (командир Лукин) и Ф-224 (командир Сладков) для перелета на базовый а/д Ленинград. Первоначально планировалось, что самолеты будут вылетать по одиночке, по мере готовности. Один из экипажей вылетел 15 октября, но вернулся, встретив погоду ниже минимума. В дальнейшем начальником экспедиции №2 было принято решение лететь группой.
    На 21 октября был запланирован вылет всей группы самолетов. В 07:00 экипажи явились к диспетчеру за разрешением на вылет. По заявлению синоптика АМСГ, погода не вызывала сомнений, но на отдельных участках не соответствовала минимуму (прогнозировалась высота облачности 200 м и видимость 2 км при минимуме экипажей 300х3000м). Консультация о погоде производилась по 6-й часовой кольцовке, руководствуясь которой, в 11 часов синоптика АМСГ выписал экипажам бюллетень погоды по трассе, что являлось нарушением Основных правил полетов на территории СССР, §80 п. «а», обязывающий давать фактическое состояние погоды не более 2-х часовой давности. Диспетчер а/д Ухта, получив подтверждение а/д Кадниково и РДС Ленинграда, с разрешения РДС Сыктывкара и начальника а/д Ухта, выпустил Лукина и Поселенина визуально до Кадниково, а по разрешению Кадниково – пролетом до Ленинграда. Петрову и Сладкову был установлен эшелон 2100 м. Зная, что выданный бюллетень погоды не соответствует минимуму экипажей, вместо запрета вылета выпустил их по маршруту Ухта – Ленинград с интервалами вылета 5-8 минут. Кроме того, в 08:55 пришло штормовое предупреждение из Котласа, поэтому выпуск самолетов безусловно должен был быть запрещен.
    В 10:45 вылетел Поселенин (к-р звена), в 11:00 Лукин (назначенный старшим группы), в 11:05 Петров, в 11:20 Сладков. Закончив связь с АДС Ухты, экипажи должны были связаться с РДС Сыктывкара, но ни один из экипажей не стал этого делать. В свою очередь, РДС Сыктывкара их не вызывала.
    Прогноз погоды по трассе не оправдался. Вылетевший первым Поселенин сообщил начальнику экспедиции фактическую погоду: облачность 10 баллов высотой 100 м, видимость 1000 м. Получив это сообщение о резком ухудшении видимости, начальник экспедиции сознательно не информировал об этом начальника а/д Ухта и диспетчера. Экипажи, оказавшись в затрудненных условиях полета, не могли вернуться в Ухту, опасаясь столкновения с самолетом, идущим сзади. Ввиду резкого ухудшения погоды на участке трассы Котлас – Мосеево, Поселенин был вынужден отклониться от маршрута, а Лукин этот участок шёл вслепую на высоте 400 м. Несмотря на то, что был назначен старшим группы, связи с другими экипажами он не устанавливал и группой не руководил. Петров, шедший третьим, в 12:16 запросил Ленинград, как его слышит, после чего никаких вызовов с борта не поступало. Самолет на базу не прибыл. Его розыски, продолжавшиеся до 11 ноября, результатов не дали. Пять членов экипажа (командир, аэросъемщик, бортрадист, бортмеханик и авиамоторист) пропали без вести. Остальные самолеты совершили посадку в Ленинграде.
    Петров, имевший за последние 2 года очень малый налет вслепую (1948 г – 5 часов 25 минут, 1949 г – нет), а тренировок в полетах вслепую на данном типе самолетов не имел. Встретив ту же погоду, что и Поселенин и Лукин он был вынужден идти слепым полетом. Будучи неподготовленным к слепым полетам, Петров с пилотированием самолета не справился.
    Самолет со следами пожара был случайно найден лесорубами в октябре 1985 года в Вологодской области, останки экипажа захоронены 17 декабря того же года в Ленинграде на кладбище "Памяти жертв 9-го января".
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 5 5
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 5


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Douglas A-20G-40-DO Havoc
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Ф297
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 1943
Заводской номер ВС 20993 (43-21346)
Наработка ВС (часы) 886
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 43-85213 43-85428


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Перегоночный
Авиакомпания ГУГК, Ленинградский АФО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Ухта
Пункт назначения Ленинград
Начальный пункт маршрута Ухта
Конечный пункт маршрута Ленинград


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причинами катастрофы самолета явились:
    1) Плохая организация перелета со стороны начальников а/д Сыктывкар и Ухта, диспетчеров а/д Сыктывкар и Ухта и начальника экспедиции №2.
    2) Непосильное задание экипажам, о чем свидетельствуют такие факты, как невыдерживание эшелона всеми экипажами, отклонение от маршрута командира звена и невыдерживание времени.
    3) Отсутствие должной дисциплины среди летного состава экипажей (встретив метеоусловия ниже своего минимума, экипажи не возвратились на аэродром вылета, а продолжали полет.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     Фото: Михаил Костылев
Источники информации


Фотографии

 






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.