Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Як-12М Киргизской ОАГ ГВФ в районе Орловки
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  08 октября 1963 г.
Страна:  СССР
Место происшествия:  Киргизская ССР, юго-восточнее Орловки
Тип ВС:  Як-12М
Регистрация ВС:  СССР-05733
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Киргизская отдельная авиагруппа ГВФ
 


Описание
    Пилот 180 летного отряда Киргизской ОАГ ГВФ в 06:47 на самолете Як-12М №05733 вылетел из Фрунзе по маршруту Фрунзе – Новотроицк – Чатыркуль. Выполнив этот рейс, в 09:49 пилот вернулся в а/п Фрунзе. В 11:45 он был направлен службой движения по согласованию с командованием АЭ по маршруту Фрунзе – Орловка вместо Ан-2 №79829 в связи с малым количеством проданных билетов и вылетел в Орловку с тремя пассажирами. Произведя там посадку, пилот в 12:20 запросил у РДС через борт № 72771, на котором находился командир звена, разрешения на вылет в Новороссийку, куда он не планировался по наряду. Получив разрешение, около 12:30 пилот вылетел в Новороссийку, где произвел посадку в 12:40. Полет в Новороссийку выполнялся с нарушением требований НПП ГА-58 – прогноз и фактическую погоду по Новороссийке пилот не получал, соответствующей подготовки к полету по данному маршруту со стороны командира звена и командира АЭ с ним не проводилось.
    В момент выпуска самолета в обратный полет из Новороссийки погода над ней резко ухудшалась и была: горы и перевал закрыты, моросящий дождь. Вопреки предложению коменданта площадки остаться на ночевку ввиду ухудшения погоды пилот самостоятельно вылетел из Новороссийки в 13:25. Пролететь по утвержденному маршруту ввиду резкого ухудшения погоды и закрытия перевала облачностью пилот не смог и, пытаясь все же пройти, уклонился южнее от оси трассы и полетел по ущелью. По словам очевидцев, самолет временами попадал в отдельные снежные заряды. На вызовы СКП Фрунзе пилот не отвечал.
    Пролетев от Новороссийки 33 км, в 10 км от оси трассы на высоте 2530 м в снежном заряде самолет столкнулся с северо-восточным склоном горы высотой 2640 м, покрытым снегом, разрушился и сгорел. Пилот и два пассажира погибли. Катастрофа произошла в районе урочища Бордунское.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 1
Пассажиры 2 2
На земле   0
Всего погибших 3


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Як-12М
Регистрационный номер (id) ВС СССР-05733
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 28.11.1955
Заводской номер ВС 02530
Наработка ВС (часы) 4811
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка ИС31528


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Киргизская отдельная авиагруппа ГВФ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Новороссийка
Пункт назначения Орловка
Начальный пункт маршрута Новороссийка
Конечный пункт маршрута Фрунзе


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Непосредственными причинами катастрофы являются резкое ухудшение видимости (выпадение осадков) в зоне полета в горной местности, а также неправильное принятие решения пилотом продолжать полет при встрече осадков (снежных зарядов) с плохой видимостью.
    Главной причиной катастрофы является недисциплинированность пилота, выразившаяся в принятии решения на вылет при явно ухудшившейся погоде в аэропорту вылета и по трассе (перевал и горы закрыты).
    Способствующими причинами являются:
    - плохой анализ погоды по данной трассе со стороны работников службы движения (руководителя полетов), а также дача разрешения диспетчером СКП на продолжение полета из Орловки в Новороссийку;
    - неоправдавшийся прогноз погоды по маршруту Фрунзе – Быстровка – Рыбачье (хотя пилот прогноза погоды и фактической погоды по Новороссийке не получал);
    - безответственное решение командира звена, добившегося разрешения СКП на вылет из Орловки в Новороссийку пилота, неподготовленного к данному полету, при неустойчивой погоде;
    - допущенная поспешность со стороны командира АЭ в допуске к полетам пилота после 5-ти месячного перерыва в летной работе и слабый контроль за подготовкой к данному полету.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.