Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-12Б Полярного УГА близ Хатанги
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  06 декабря 1969 г.
Время:  07:07
Страна:  СССР
Место происшествия:  Красноярский край, Таймырский АО, 13 км от аэропорта Хатанги
Тип ВС:  Ан-12Б
Регистрация ВС:  СССР-11381
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Полярное управление ГА, Шереметьевский ОАО
Рейс:  5135
 


Описание
    Экипаж 247 летного отряда выполнял грузовой полет. На борту находился груз весом 10 289 кг (апельсины – 9 905 кг и почта – 384 кг) и двое сопровождающих.
    Взлет в Шереметьево произведен в 19:50 мск. В 21:45 самолет произвел посадку в Сыктывкаре. После дозаправки в 23:03 экипаж произвел взлет и занял эшелон 8 400 м. В 02:38 (06:38 мест. вр.) он вышел на связь с диспетчером РДП а/п Хатанга. Экипажу были переданы условия посадки с МК=234° и фактическая погода: давление 759 мм рт.ст., ветер 230° 10 м/с, видимость 5 км, снег, высота облачности 400 м. Заход на посадку выполнялся правым разворотом с использованием СП-50 и РСП-7. Снижение осуществлялось с непрерывным контролем службой движения за местонахождением самолета с выдачей азимутов и расстояния. Заняв высоту 1 200 м, экипаж по разрешению диспетчера приступил к снижению до 600 м по давлению аэродрома с выходом в районе третьего разворота.
    В 03:02:15 экипаж доложил о занятии высоты 600 м, что идет в облаках и при входе в облака наличие обледенения имеется. Установлено, что снижение в облаках при слабом обледенении происходило с высоты 1 300 м. Выполнив третий разворот, по указанию диспетчера экипаж занял высоту 400 м до начала четвертого разворота.
    В 03:07:03 экипаж доложил: «На четвертом развороте, 400 м». На удалении 14 км экипажу было сообщено о подходе к линии курса. С 03:07:43 до 03:07:51 с борта неожиданно начали поступать тревожные сообщения: «Что такое?! Что такое?! Ничего не поняли, что-то здесь происходит с управле…» Голос был распознан, как голос КВС. На последующие вызовы экипаж не отвечал.
    Самолет обнаружен в 13 км от ВПП на линии посадочного курса сильно разрушенным и частично обгоревшим в лесотундре. Обломки были расположены на расстоянии 160 м в длину и до 80 м в ширину. Столкновение с землей произошло на большой скорости под углом около 40°, с левым креном около 20-25°с МК=230° с выпущенными шасси и убранными закрылками. Аварийная ситуация протекала скоротечно.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 6 6
Пассажиры 2 2
На земле   0
Всего погибших 8


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-12Б
Регистрационный номер (id) ВС СССР-11381
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 1965
Заводской номер ВС 402807
Наработка ВС (часы) 4787
Наработка ВС (циклы) 1649
Силовая установка А 2875016 Н 3645043 Н 2825035 Н 2825017


Сведения о рейсе

Номер рейса 5135
Категория рейса Грузовой
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Полярное управление ГА, Шереметьевский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Сыктывкар
Пункт назначения Хатанга
Начальный пункт маршрута Москва (Шереметьево)
Конечный пункт маршрута Анадырь


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     При осмотре места происшествия внутри хвостовой части в районе 62 шпангоута перед кабиной стрелка был обнаружен очаг пожара. В месте очага тяга управления РВ была оплавлена и разорвана, а тяга управления РН – оплавлена и имела деформацию и продольные трещины. При этом хвостовая часть и оперение располагались вне зоны наземного пожара. На основании этого комиссия приняла ошибочную версию о пожаре на борту в воздухе, впоследствии полностью опровергнутую технической экспертизой, и сделала вывод, согласно которому катастрофа произошла из-за потери продольной управляемости самолетом в результате отказа системы управления РВ вследствие оплавления с последующим разрушением тяги РВ. Затем техническая экспертиза установила, что пожар в данном месте возник после удара об землю из-за разрушения трубопроводов кислородных баллонов левого борта за 63 шпангоутом.
    Была выдвинута новая версия о разрушении вильчатого болта тяги РВ у штурвальной колонки, но техническая экспертиза показала, что его разрушение произошло также вследствие столкновения самолета с землей. На этом расследование было прекращено.
    В приказе МГА №053 от 02.10.1970 г. о катастрофах самолетов Ан-12 №11376 (13.11.1969) и №11381 (06.12.1969) указывается, что обе катастрофы произошли при аналогичных обстоятельствах. В обоих случаях после четвертого разворота на самолетах возникла скоротечная аварийная ситуация, которая и привела катастрофам. Самолеты столкнулись с землей на больших скоростях с убранными закрылками и выпущенными шасси.
    Исследованиями разрушенных деталей самолетов в лабораторных условиях, а также длительными повторными эксплуатационными испытаниями, проведенными в ГосНИИ ГА, было установлено, что при летных происшествиях имели место сваливания самолетов в процессе четвертого разворота или при выходе из разворота.
    Наиболее вероятными причинами сваливания могли быть:
    - наличие льда на крыле при выполнении четвертого разворота с неотклоненными закрылками на скорости полета 280-300 км/ч при угле крена до 30°;
    - наличие льда на стабилизаторе, приводящего к «клевку» самолета при довыпуске закрылков до 30-35°. В этом случае сваливание наступает при энергичном выводе из «клевка» в сочетании с одновременной уборкой закрылков. Сваливание может наступить и при плавном выводе из «клевка», если лед находится также и на крыле.
    22.01.1971 г и 31.01.1971 г при аналогичных обстоятельствах произошли еще две катастрофы самолетов Ан-12 (№11000 и №12996). В обоих случаях комиссиям удалось установить, что причинами катастрофы явилось сваливание самолетов после окончания стандартного разворота в результате отложения льда на носке профиля крыла.
    В приказе МГА №013 от 19.03.1971 г. по результатам расследования этих катастроф указывается, что катастрофы самолетов Ан-12 13.11.1969 г. и 06.12.1969 г. произошли при аналогичных обстоятельствах. Во всех этих случаях самолеты выполняли заход на посадку ночью в облаках с влажностью от 86 до 98% при температуре воздуха от -6 до -11°С, где в первом случае имелись условия для обледенения, а во втором - оно фактически было определено.
    Аварийная ситуация возникла неожиданно для экипажа на высоте круга и развивалась скоротечно.
    При этом в двух случаях в 1969 г противообледенительная система крыла не была включена, а в двух последних случаях при включенной ПОС краны отбора воздуха от двигателей были открыты лишь частично.
    Таким образом, с учетом материалов ранее проведенных расследований следует считать, что все указанные летные происшествия явились результатом одной и той же причины - сваливания самолета с обледеневшим крылом. Это связано с недостаточными исследованиями и испытаниями самолетов Ан-12 по уточнению их аэродинамических характеристик при полете с обледеневшим крылом, недостатками документов, регламентирующих летную эксплуатацию самолета, а также с его определенными конструктивными недоработками.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.