Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-1М Восточно-Сибирского ТУ ГВФ в Мензе
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  21 сентября 1963 г.
Страна:  СССР
Место происшествия:  Читинская область, Красночикойский район, 2 км от а/п Менза
Тип ВС:  Ми-1М
Регистрация ВС:  СССР-68076
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Восточно-Сибирское территориальное управление ГВФ, Улан-Удэнский ОАО
 


Описание
    Пилот 183 летного отряда Улан-Удэнского ОАО ВСТУ ГВФ выполнял транспортно-связные полеты по обслуживанию геологической партии с базированием на а/д МВЛ Менза Красночикойского района Читинской области. 20 сентября 1963 г. по заявке Красночикойской больницы в 10:40 мск пилот вылетел в Красный Чикой, откуда должен был выполнить санзадание в н.п. Усть-Увалистая. В связи с предполагаемой ночевкой в Красном Чикое пилот взял авиатехников для обслуживания вертолета.
    Посадка в Красном Чикое произведена в 11:39. В 13:00 пилот с врачом вылетел по заданию. Вследствие ограниченности светлого времени, оставив врача в Усть-Увалистой, пилот вернулся в Красный Чикой в 13:35 и остался на ночевку.
    Утром 21 сентября в 02:55 мск (08:55 местного времени) пилот вылетел в Усть-Увалистую за врачом и больным, с которыми вылетел в Красный Чикой и произвел там посадку в 04:31 мск. После стоянки около 1 часа, в 05:35 пилот с двумя авиатехниками вылетел в Мензу. Взлет и набор высоты выполнялся с грубыми нарушениями установленных правил полетов. В момент разгона скорости пилот допустил касание передним колесом о землю, а выполнение разворота начал с высоты 3…5 м с увеличением крена до 30°. Подлетая к а/д Менза, пилот стал выполнять недозволенные эволюции в виде горок на снижении и при выполнении полета по кругу, а также развороты с недопустимо большим креном. Во время выполнения одного из очередных разворотов с недопустимо большим креном пилот с пилотированием вертолета не справился. Вертолет с большой вертикальной и поступательной скоростью и небольшим левым креном ударился о землю в 2 км от аэродрома. Разрушаясь, вертолет с небольшими отделениями от земли переместился на 80 м от места первого удара. Авиатехник погиб, пилот и авиатехник-стажер получили тяжелые ранения.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 1
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-1М
Регистрационный номер (id) ВС СССР-68076
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 29.05.1959
Заводской номер ВС 96801309М
Наработка ВС (часы) 1380
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка Н-81354


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Перегоночный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Восточно-Сибирское территориальное управление ГВФ, Улан-Удэнский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Красный Чикой
Пункт назначения Менза
Начальный пункт маршрута Красный Чикой
Конечный пункт маршрута Менза


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Расследованием установлено, что вечером 20 сентября пилот и авиатехники, вместо положенного отдыха, распивали спиртные напитки. Пилот ночью в пилотской комнате не ночевал и утром прибыл прямо на аэродром. Авиатехники, пробыв до глубокой ночи у знакомых женщин, вернулись в состоянии опьянения. При поступлении пилота в Красночикойскую больницу в связи с катастрофой установлено у него наличие алкогольного опьянения. Также установлено, что перед вылетом 21 сентября в Усть-Увалистую пилот оставил авиатехнику-стажеру деньги для закупки 1 литра водки с целью ее распития перед вылетом в Мензу и угощения начальника площадки. На основании поведения пилота после взлета в а/п Красный Чикой и в районе а/д Менза есть основания полагать, что он с начальником аэродрома и авиатехниками распивал спиртные напитки перед вылетом (начальник аэродрома это отрицает). Это подтверждается показаниями свидетелей, которые заявляют, что после вылета вертолета в Мензу от начальника площадки исходил запах алкоголя, с утра этого запаха не было, начальник аэродрома перед вылетом все время находился возле пилота, а после их вылета самовольно, без оформления билета улетел пассажиром на Як-12 Читинского ОАО в Мензу.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Непосредственными причинами катастрофы являются полет в нетрезвом состоянии и выполнение пилотом недозволенных эволюций.
    Главными причинами катастрофы являются:
    1) Недисциплинированность пилота, выразившаяся в распитии спиртных напитков при выполнении летного задания и выполнении полета в нетрезвом состоянии.
    2) Преступная недисциплинированность начальника а/д Красный Чикой, выразившаяся в принятии участия в распитии спиртных напитков с экипажем перед вылетом.
    Способствующая причина: низкая требовательность и поверхностный контроль работы экипажей со стороны командования АЭ.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.