Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Як-12М Приволжского ТУ ГВФ в Ульяновской области
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  25 апреля 1963 г.
Время:  07:25
Страна:  СССР
Место происшествия:  Ульяновская область, 2 км восточнее села Стемасс
Тип ВС:  Як-12М
Регистрация ВС:  СССР-72712
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Приволжское территориальное управление ГВФ, Ульяновская ОАЭ
 


Описание
    Пилот Ульяновской ОАЭ Приволжского ТУ ГВФ работал на АХР в Ульяновской области. В 04:30 мск он с авиамехаником прибыл на аэродром базирования в совхозе им. Калинина и после предполетной подготовки в 05:15 произвел взлет для перелета на рабочую площадку в с. Игнатьевка, расположенную в 10 км от совхоза им. Калинина, для выполнения с нее АХР.
    Прогноз погоды по району АХР с 6 до 12 часов предусматривал туман с видимостью 1000 м и менее. Этот прогноз был передан Ульяновской АМСГ в службу движения ШВЛП для передачи экипажам, находящимся на оперативных точках, по запросам экипажей перед вылетом.
    На рабочую площадку самолет не прибыл и в 06:25 мск был обнаружен разбитым в 2 км восточнее села Стемасс. Пилот и авиамеханик в тяжелом состоянии доставлены местными жителями в медпункт села Стемасс, где им была оказана первая помощь. Пилот скончался через 3 часа после происшествия. В 16 часов того же дня умер и авиамеханик.
    Расследованием установлено, что два пилота и два авиамеханика на самолетах Як-12 командованием Ульяновской ОАЭ 19 и 20 апреля были направлены на оперативную точку в совхоз им. Калинина для производства АХР по подкормке посевов.
    25 апреля пилоты, не получив прогноз погоды и не изучив метеообстановку в районе АХР, прибыли на аэродром базирования. По пути на аэродром экипажи наблюдали туман с видимостью 1-1,5 км. В районе аэродрома наблюдались признаки образования тумана с видимостью 3-5 км. Однако при временном некотором улучшении видимости (до 8 км) пилот Як-12М №72712 произвел взлет для перелета на рабочую площадку. При подлете к рабочей площадке он встретил туман, но вместо того, чтобы своевременно вернуться на аэродром вылета, принял безрассудное решение произвести посадку в тумане. После двух заходов, не обнаружив площадку, пилот принял решение вернуться на аэродром вылета, но к этому времени его также закрыло туманом. Убедившись в этом, пилот стал производить беспорядочный полет на недопустимо малой высоте в тумане с целью увидеть землю и произвести посадку. В районе села Стемасс, пересекая высоковольтную ЛЭП Куйбышев – Москва, самолет левой ногой шасси зацепился за грозозащитный провод, перевернулся и в перевернутом положении упал на землю. Авиамеханик, будучи в сознании до своей смерти, заявил: «Взлетели, всё было хорошо, затем попали в туман и ничего не стало видно, всё затянуло туманом».
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 1
Пассажиры 1 1
На земле   0
Всего погибших 2


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета снижение
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Як-12М
Регистрационный номер (id) ВС СССР-72712
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 08.08.1957
Заводской номер ВС 24534
Наработка ВС (часы) 3566
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка ИС32506


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Перегоночный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Приволжское территориальное управление ГВФ, Ульяновская ОАЭ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Непосредственной причиной катастрофы явился полет на недопустимо малой высоте в тумане.
    Главной причиной катастрофы является недисциплинированность пилота, выразившаяся в нарушении минимума погоды при перелете с базовой на рабочую площадку. Встретив туман, пилот не произвел возврат на аэродром вылета.
    Способствующей причиной является неудовлетворительная организация летной работы и руководство полетами на оперативных точках АХР в Ульяновской ОАЭ. Не выполнены требования приказа №075-62 Г. ГУ ГВФ в части направления пилотов на работу в отрыве от базы с высокими деловыми и моральными качествами, плохо организовано метеообеспечение экипажей на точках, не организована передача им прогнозов погоды, отсутствует четкий порядок обеспечения связи экипажей с базовым аэродромом, контроль за работой экипажей на оперативных точках неудовлетворительный.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.