Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Як-12М Уральского ТУ ГВФ в районе Кургана
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  27 июля 1963 г.
Время:  07:22
Страна:  СССР
Место происшествия:  Курганская область, район пос. Глот, 18 км северо-западнее а/п Курган
Тип ВС:  Як-12М
Регистрация ВС:  СССР-05716
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Уральское территориальное управление ГВФ, Курганская ОАЭ
 


Описание
    Пилот Курганской ОАЭ Уральского ТУ ГВФ выполнял почтовый полет по северному почтовому кольцу Курганской области по маршруту Курган – Мехонское – Шатрово – Ольховка – Уксянское – Курган. Он прибыл в а/п Курган в 03:50 мск, в 04:00 прошел медосвидетельствование. Фельдшер аэропорта, проведя освидетельствование, отметила в задании «здоров». Пройдя предполетную подготовку, ознакомившись с метеообстановкой, пилот принял решение на выполнение полета. Диспетчер АДП разрешение на полет подписал.
    Прогноз погоды по маршруту с 5 до 9 часов предусматривал: погода обусловлена тыловой частью циклона, облачность 4-7 баллов, разорвано-слоистая высотой 200-300 м и 5-10 баллов средняя, видимость 4-10 км, ветер 20-40° 30-40 км/ч.
    В 04:20 в самолет загрузили 165 кг груза (ящики с витаминами в стеклянных пузырьках) и 60 кг почты (письма, газеты). Полетный вес составлял 1488 кг, центровка 38,7% САХ, что не выходило за установленные нормы.
    Предполетное обслуживание самолета производил авиамеханик-стажер под контролем сменного инженера и техника-бригадира. После проведения предполетной подготовки самолета сменный инженер ушел на другой самолет, а стажер ушел оформлять карту-наряд на техническое обслуживание самолета в техническую комнату. Оставшийся у самолета техник-бригадир пришвартовал правую плоскость, так как с правой стороны был ветер 7-8 м/с. После этого он направился в здание технической службы. Шедшим навстречу пилоту и авиамеханику-стажеру о том, что пришвартовал правую плоскость, техник-бригадир не сказал. Пилот подписал карту-наряд в технической комнате и, вернувшись к самолету, не проведя его контрольный осмотр, сел в пилотскую кабину и дал команду авиамеханику-стажеру убрать колодки. После выполнения этой команды авиамеханик-стажер встал с левой стороны самолета. Пилот, запустив двигатель, не опробовал его и по разрешению диспетчера КДП начал выруливать. Самолет прорулил по прямой около 1,5 м, развернулся вправо под 35-40° и остановился. По команде пилота авиамеханик-стажер отшвартовал правую плоскость и выпустил самолет в рейс.
    Взлет был произведен в 05:13 с МК=20°. Набрав по прямой высоту 100 м, пилот развернулся на курс следования 312° с набором высоты, по разрешению КДП. Больше связи с самолетом не было.
    В 06:10 в аэропорт сообщили по телефону о падении самолета в районе пос. Глот. Самолет был обнаружен разрушенным. Пилот погиб. Катастрофа произошла через 9 минут после взлета (в 05:22).
    По показаниям местных жителей, наблюдавших полет, разрушение самолета произошло в воздухе и началось с отделения правой плоскости от самолета. Разрушенный самолет найден в болоте в 18 км от а/п Курган с МК=312°. Самолет столкнулся с землей в перевернутом положении под углом 45° вправо к линии полета. Двигатель и передняя часть фюзеляжа погрузились в болото на глубину 1,5 м.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 1
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Як-12М
Регистрационный номер (id) ВС СССР-05716
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 27.10.1955
Заводской номер ВС 02513
Наработка ВС (часы) 4785
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка КИ 136143


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Уральское территориальное управление ГВФ, Курганская ОАЭ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Курган
Пункт назначения Мехонское
Начальный пункт маршрута Курган
Конечный пункт маршрута Курган


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Комиссия установила:
    1) Разрушение самолета началось в воздухе на высоте 250-300 м с правой плоскости, которая находилась в 450 м от места падения самолета с МК=132°.
    2) Фактическая погода, переданная с борта Ан-2 №02207, пролетавшего пос. Глот в 05:18 на высоте 300 м, была: облачность 7 баллов слоисто-кучевая высотой 400-450м, видимость более 10 км, ветер северный 30-40 км/ч. Явления погоды отсутствовали.
    3) На основании анализа материалов расследования и осмотра разрушенных частей самолета комиссия считает, что непосредственной причиной катастрофы является отделение правой части крыла в воздухе. Причиной отделения крыла от самолета в воздухе явилось разрушение верхнего узла крепления правого переднего подкоса с последующим разрушением заднего подкоса и узлов крепления крыла к фюзеляжу самолета.
    Наиболее вероятной причиной разрушения верхнего узла крепления правого переднего подкоса являются усилия, приложенные в нерасчетной плоскости указанного узла при попытке самолета к выруливанию с пришвартованной правой плоскостью за этот узел.
    Комиссия отмечает конструктивный недостаток верхнего узла крепления правого переднего подкоса, который является одним из основных узлов, поддерживающих крыло, и одновременно используется для крепления швартовочного узла, что в условиях эксплуатации приводит к дополнительным нагрузкам в нерасчетной плоскости (на стоянках самолетов при сильных порывах ветра). Подобный случай разрушения вышеуказанного узла при выруливании с пришвартованной правой плоскостью имел место в Курганском аэроклубе в 1959 г., что привело к обрыву узла на земле.
    4) Причиной, способствовавшей ЛП, является нарушение действующих документов, регламентирующих техническое обслуживание и летную эксплуатацию самолетов Як-12.
    Виновники:
    - техник-бригадир и сменный инженер, допустившие выпуск самолета авиамехаником-стажером без их непосредственного контроля;
    - пилот, нарушивший требования РЛЭ Як-12М, раздел «подготовка двигателя к запуску», п.1
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.