Экипаж 168 ОАО Приволжского ТУ ГВФ выполнял почтово-пассажирский рейс №563 Казань – Камское Устье – Казань. Подготовка к полету экипажа, самолета и мотора проведена в соответствии с требованиями ГВФ. Нарушений эксплуатации самолета и двигателя летно-техническим составом не было. Регламентные работы на самолете проводились своевременно.
После опробования двигателя и разрешения диспетчера СКП в 09:45 экипаж произвел взлет из а/п Казань с курсом 260° в направлении города. На борту находилось 12 пассажиров и 200 кг почты. Полетный вес 5217 кг и центровка 32% САХ не выходили за установленные нормы. Фактическая погода была: облачность 9/4 балла высотой 600 м, видимость 10 км, ветер 260° 12-17 м/с, температура -14°С.
Взлет произведен нормально, материальная часть самолета и двигателя работали хорошо. После набора высоты 100 м и разворота на курс следования 180° экипажем был установлен двигателю режим набора: 1750 об/мин и Пк=780 мм рт.ст. Через 15-20 секунд двигатель дал перебой в работе с падением оборотов. Еще через 10-15 секунд перебои в работе двигателя повторились. Попытка экипажа восстановить работу двигателя изменением оборотов, наддува и ручным насосом РНА-1 не дали результатов. Двигатель продолжал давать перебои в работе с потерей тяги. Вследствие невозможности продолжения горизонтального полета экипаж, оказавшись в исключительно тяжелом положении, развернул самолет на 70° в сторону аэродрома со снижением, так как произвести посадку прямо перед собой или отвернуться в другую сторону не представлялось возможным из-за наличия промышленных и жилых строений, а также резко пересеченной местности. Во избежание лобового удара о ЛЭП и строения, командир самолета принял решение пройти под проводами ЛЭП и произвести посадку на шоссейной дороге между глиняными карьерами и прилегающей к дороге более ровную местность. Приняв это решение, командир самолета дал команду второму пилоту привязаться ремнями (так как тот освободился от них в момент пользования ручным насосом РНА-1) и передать пассажирам, чтобы они крепче держались. Второй пилот передал приказание командира пассажирам, но сам привязаться не успел. После пролета под проводами ЛЭП, проходящей через карьер, самолет скользяще ударился правой лыжей и нижней частью фюзеляжа в районе 15 шпангоута о край карьера. После этого самолет произвел посадку с МК=110°, пробежал на лыжах 35 м и столкнулся с двумя металлическими пирамидами высотой 130 см (опорами, оставшимися от бывшего шлагбаума на шоссейной дороге). После удара о препятствия самолет скапотировал под проводами второй ЛЭП на шоссейной дороге. В момент капотирования ударом хвостовой части самолета по проводам ЛЭП последняя вместе с близкостоящим столбом была свалена на дорогу. Второго пилота при капотировании самолета выбросило из пилотской кабины. Он получил тяжелые ранения и через 6 часов скончался в больнице. Командир самолета и 3 пассажира получили легкие ранения. Остальные пассажиры получили ушибы. Самолет полностью разрушился. Катастрофа произошла в 09:47 в черте г. Казань.
|