Экипаж 91 ОАО Украинского ТУ ГВФ в составе командира самолета, второго пилота и авиатехника выполнял АХР по рассеиванию минеральных удобрений в с. Тынное Сарновского района Ровенской области. 17 ноября после окончания производственных полетов командир экипажа без разрешения командира отряда уехал в Ровно к жене. 19 ноября в 08:00 он вернулся в Тынное и прибыл на квартиру, где жил экипаж. После завтрака командир самолета, второй пилот и авиатехник направились к правлению колхоза им. XXI Партсъезда. Авиатехник зашел к старшему агроному колхоза и передал ему, что решением командира экипажа полетов сегодня не будет ввиду сильного ветра и облачности. После этого члены экипажа направились на колхозный двор, где встретили двух колхозников и вместе с ними зашли в буфет с целью распития водки. Из буфета экипаж направился на квартиру обедать. В 14:00 экипаж вторично обратился к старшему агроному колхоза с просьбой выделить автомашину для перевозки авиамасла к самолету, на что получил согласие.
Экипаж и заправщик ГСМ (один из колхозников, распивавших с экипажем водку в буфете) сели в предоставленную старшим агрономом автомашину. В это время к ней подошли 4 колхозника и попросили командира экипажа покатать их на самолете, на что тот согласился. Не заезжая на склад ГСМ, машина с экипажем и колхозниками прибыла к самолету. Авиатехник расчехлил двигатель и заправил 200 литров бензина. Затем они вместе с командиром самолета, якобы с целью опробования сельхозаппаратуры в воздухе, произвели взлет, выполнили круг на высоте 50 м и произвели посадку. Командир самолета подрулил к заправочной базе и выключил двигатель. Второй пилот, находившийся при облете самолета на земле, пригласил 4-х колхозников и шофера автомашины в самолет и сам занял свое место в пилотской кабине. В это время подъехала другая автомашина, водитель которой также направился к самолету. Заправщик ГСМ, который лететь отказался, пытался остановить его, но тот все же сел в самолет. После этого авиатехник закрыл за собой дверь и в открытую левую форточку пилотской кабины вторично предложил заправщику ГСМ сесть в самолет. Тот отказался, мотивируя это тем, что 15 ноября был напуган этим экипажем, катаясь с ним во время производственного полета. Авиатехник в ответ назвал заправщика ГСМ трусом.
Около 14:40 командир самолета произвел взлет. Фактическая погода при этом была: облачность 10/10 баллов слоисто-дождевая, разорвано-дождевая высотой 140-150 м, дождь, дымка, видимость 4-5 км, ветер южный 5-6 м/с.
После набора высоты 50 м над селом Тынное пилот развернул самолет в направлении села Каменное. При подлете к реке Случь (между селами Тынное и Каменное) экипаж перевел самолет на снижение с последующим набором высоты. На высоте около 100-120 м экипаж резко перевел самолет на крутое снижение. В момент дачи штурвала от себя и последующего его взятия на себя стоящие из-за отсутствия сидений в пассажирской кабине 6 человек под воздействием силы инерции переместились к 15 шпангоуту, что создало заднюю центровку около 40% САХ при предельно допустимой задней центровке 33% САХ. Самолет, перейдя в крутой набор высоты, на высоте 120-130 м потерял скорость и, перейдя в пикирование, под углом 50-55° столкнулся с землей на большой скорости с работающим двигателем и облегченным винтом до крайнего малого шага. Все находившиеся на борту 9 человек погибли. Катастрофа произошла в 14:45 в 1 км южнее села Каменное на засеянном пшеничном поле.
Расследованием установлено, что экипаж и ранее неоднократно употреблял спиртные напитки и производил катание пассажиров во время полетов на АХР. Должный контроль за работой экипажа и его бытом на оперативных точках со стороны командования 91 отряда отсутствовал. За время полетов с 8 ноября никто из командного состава, кроме двух командиров звеньев, работу экипажа не проверял.
|