Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-2 Украинского ТУ ГВФ в Сарновском районе Ровенской области
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  19 ноября 1962 г.
Время:  14:45
Страна:  СССР
Место происшествия:  Украинская ССР, Ровенская обл., Сарновский район, 1 км южнее села Каменное
Тип ВС:  Ан-2
Регистрация ВС:  СССР-07920
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Украинское территориальное управление ГВФ
 


Описание
    Экипаж 91 ОАО Украинского ТУ ГВФ в составе командира самолета, второго пилота и авиатехника выполнял АХР по рассеиванию минеральных удобрений в с. Тынное Сарновского района Ровенской области. 17 ноября после окончания производственных полетов командир экипажа без разрешения командира отряда уехал в Ровно к жене. 19 ноября в 08:00 он вернулся в Тынное и прибыл на квартиру, где жил экипаж. После завтрака командир самолета, второй пилот и авиатехник направились к правлению колхоза им. XXI Партсъезда. Авиатехник зашел к старшему агроному колхоза и передал ему, что решением командира экипажа полетов сегодня не будет ввиду сильного ветра и облачности. После этого члены экипажа направились на колхозный двор, где встретили двух колхозников и вместе с ними зашли в буфет с целью распития водки. Из буфета экипаж направился на квартиру обедать. В 14:00 экипаж вторично обратился к старшему агроному колхоза с просьбой выделить автомашину для перевозки авиамасла к самолету, на что получил согласие.
    Экипаж и заправщик ГСМ (один из колхозников, распивавших с экипажем водку в буфете) сели в предоставленную старшим агрономом автомашину. В это время к ней подошли 4 колхозника и попросили командира экипажа покатать их на самолете, на что тот согласился. Не заезжая на склад ГСМ, машина с экипажем и колхозниками прибыла к самолету. Авиатехник расчехлил двигатель и заправил 200 литров бензина. Затем они вместе с командиром самолета, якобы с целью опробования сельхозаппаратуры в воздухе, произвели взлет, выполнили круг на высоте 50 м и произвели посадку. Командир самолета подрулил к заправочной базе и выключил двигатель. Второй пилот, находившийся при облете самолета на земле, пригласил 4-х колхозников и шофера автомашины в самолет и сам занял свое место в пилотской кабине. В это время подъехала другая автомашина, водитель которой также направился к самолету. Заправщик ГСМ, который лететь отказался, пытался остановить его, но тот все же сел в самолет. После этого авиатехник закрыл за собой дверь и в открытую левую форточку пилотской кабины вторично предложил заправщику ГСМ сесть в самолет. Тот отказался, мотивируя это тем, что 15 ноября был напуган этим экипажем, катаясь с ним во время производственного полета. Авиатехник в ответ назвал заправщика ГСМ трусом.
    Около 14:40 командир самолета произвел взлет. Фактическая погода при этом была: облачность 10/10 баллов слоисто-дождевая, разорвано-дождевая высотой 140-150 м, дождь, дымка, видимость 4-5 км, ветер южный 5-6 м/с.
    После набора высоты 50 м над селом Тынное пилот развернул самолет в направлении села Каменное. При подлете к реке Случь (между селами Тынное и Каменное) экипаж перевел самолет на снижение с последующим набором высоты. На высоте около 100-120 м экипаж резко перевел самолет на крутое снижение. В момент дачи штурвала от себя и последующего его взятия на себя стоящие из-за отсутствия сидений в пассажирской кабине 6 человек под воздействием силы инерции переместились к 15 шпангоуту, что создало заднюю центровку около 40% САХ при предельно допустимой задней центровке 33% САХ. Самолет, перейдя в крутой набор высоты, на высоте 120-130 м потерял скорость и, перейдя в пикирование, под углом 50-55° столкнулся с землей на большой скорости с работающим двигателем и облегченным винтом до крайнего малого шага. Все находившиеся на борту 9 человек погибли. Катастрофа произошла в 14:45 в 1 км южнее села Каменное на засеянном пшеничном поле.
    Расследованием установлено, что экипаж и ранее неоднократно употреблял спиртные напитки и производил катание пассажиров во время полетов на АХР. Должный контроль за работой экипажа и его бытом на оперативных точках со стороны командования 91 отряда отсутствовал. За время полетов с 8 ноября никто из командного состава, кроме двух командиров звеньев, работу экипажа не проверял.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 3
Пассажиры 6 6
На земле   0
Всего погибших 9


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета полет по кругу
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-07920
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 06.02.1958
Заводской номер ВС 19247307
Наработка ВС (часы) 3854
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка КЛ 1314236


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Нелегальный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Украинское территориальное управление ГВФ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Непосредственной причиной катастрофы самолета является потеря скорости вследствие смещения центровки за пределы допустимой.
    Главной причиной катастрофы является грубейшая недисциплинированность экипажа самолета, выразившаяся в самовольном вылете в состоянии опьянения с целью катания колхозников и в выполнении недозволенных эволюций в воздухе.
    Сопутствующие причины:
    1) Отсутствие контроля за работой экипажа и его бытом на оперативных точках со стороны командования 91 отряда.
    2) Слабая политико-воспитательная работа среди летно-технического состава отряда.
    3) Поверхностный подход к подбору и расстановке экипажей для работы в отрыве от базы, слабое знание их моральных качеств со стороны командного состава отряда.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.