|
|
|
Катастрофа Ми-4 Северного ТУ ГВФ в Мурманской области |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 10 октября 1962 г.
Время: 09:38
Страна: СССР
Место происшествия: Мурманская область, 100 км от а/п Мурманск (Мурмаши)
Тип ВС: Ми-4
Регистрация ВС: СССР-31438
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Северное территориальное управление ГВФ, 70 ао
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж 70 авиаотряда Северного ТУ ГВФ в составе командира вертолета и штурмана произвел в 09:00 взлет с оперативной площадки Ловно для выполнения аэроэлектроразведочного полета по заявке экспедиции №4 Запгеофизтреста. На борту находились три бортоператора и инженер-геофизик заказчика.
Прогнозируемая и фактическая погода соответствовала указанному виду работа и была: облачность 4-7 баллов высотой 600-1000 м, видимость более 10 км, ветер 5-7 м/с.
В 09:38, пролетев 70 км от места взлета, выполняя полет на высоте 60-80 м по радиовысотомеру, экипаж не заметил находившуюся впереди по курсу полета возвышенность высотой 20 м с расположенными на ней деревьями высотой до 20 м. Выпущенная с вертолета на 15 м гондола зацепила за дерево и оторвалась в месте крепления амортизатора с тросом. В результате этого произошло отклонение вертолета от курса вправо. Желая сохранить направление полета, пилот энергично дал левую ногу до отказа. При этом резко возросли углы атаки на хвостовой винт, что привело к срыву потока на лопастях и их большим маховым движениям, в результате чего разрушились все лопасти хвостового винта на расстоянии 350-500 мм от концов. Концами разрушенных лопастей была повреждена и деформирована концевая балка. Освободившийся от большого натяжения трос подвески гондолы забросило на лопасть №1 несущего винта в районе 44-47 нервюр, вследствие чего возникла сильная вибрация с вождением ручки циклического шага. В результате разрушения хвостового винта и частичного разрушения лопасти №1 несущего винта вертолет стал неуправляемым и с большим правым креном ударился о поверхность безымянного озера (в 100 км от а/п Мурмаши), полностью разрушился и наполовину затонул в 5 м от берега.
Старший бортоператор, бортоператор и инженер-геофизик погибли. Второй бортоператор ранен. Командир вертолета получил ушибы, штурман – легкие ранения.
Пилот в день катастрофы выполнял второе задание на этом виде работ после предоставленной ему тренировки на п.п. Ловно заместителем командира АЭ, при которой особое внимание уделялось на выдерживание высоты полета.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
2 |
0 |
Пассажиры |
4 |
3 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
Горизонтальный (крейсерский) полет |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ми-4 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-31438 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
20.09.1955 |
Заводской номер ВС |
0620 |
Наработка ВС (часы) |
2055 |
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
Б9116409 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Воздушные съемки |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Северное территориальное управление ГВФ, 70 ао |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Аэропорт неизвестен |
Пункт назначения |
Аэропорт неизвестен |
Начальный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
Конечный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
|
Подробные сведения
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
1) Непосредственной и главной причиной катастрофы явился удар вертолета о водную поверхность вследствие потери управляемости из-за разрушения хвостового винта и частичного разрушения лопасти несущего винта в результате ее схлестывания оборвавшимся тросом гондолы.
2) Основным виновником катастрофы является командир вертолета, который не выдерживал безопасную высоту полета, установленную приказом ГУ ГВФ №685 и предусмотренную заданием на полет, а также не выполнил указания, данные ему командованием отряда.
В приказе начальника Северного ТУ ГВФ дополнительно указывается, что при монтаже операторами заказчика гондолы допущено отступление от чертежей ее крепления. Дополнительная установка амортизатора привела к забросу оставшегося конца троса на лопасть несущего винта, что привело к ее разрушению. Не был установлен тросоруб на лебедке, согласно чертежей. В нарушение приказа ГУ ГВФ №369-61 г. полет выполнялся без второго пилота, который в полетное задание не включался с ведома и.о. заместителя командира АЭ. Последний также в процессе тренировки командира вертолета к данному виду работ допустил сокращение программы тренировки по отдельным упражнениям.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|