Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-1 Западно-Сибирского ТУ ГВФ в районе Александровского
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  02 октября 1962 г.
Время:  17:37
Страна:  СССР
Место происшествия:  Томская область, Александровский район, 10 км юго-западнее а/п Александровское
Тип ВС:  Ми-1
Регистрация ВС:  СССР-20225
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Западно-Сибирское территориальное управление ГВФ
 


Описание
    Пилот 119 авиаотряда Западно-Сибирского ТУ ГВФ выполнял транспортные полеты по заданию 8-й Западно-Сибирской лесоустроительной партии по перевозке 5 человек и 300 кг груза из района озера Иудкино в а/п Александровское Томской области. Перевозку планировалось произвести за 3-4 рейса. Из-за отсутствия лентой погоды первый вылет состоялся в 10:04 мск.
    Прогноз погоды с 10 до 15 часов по району полетов предусматривал: облачность 7-10 баллов слоисто-дождевая высотой 200-300 м, кратковременный дождь, видимость 4-10 км, ветер 230-250° 40-50 км/ч. Фактическая погода по району полетов была: облачность 6-10 баллов слоисто-кучевая 400 м, средняя, видимость более 10 км, ветер 225° 7 м/с.
    К 11:30 вертолет вернулся в а/п Александровское с двумя пассажирами и 50 кг груза. После первого рейса пилот заправлять вертолет не стал, предупредив авиатехника, чтобы тот приготовил горючее для заправки вертолета после второго рейса, и в 11:40 вылетел во второй рейс. При выходе из зоны АДС пилот передал начальнику а/п Александровское, что делает последний рейс.
    Из второго полета вертолет не вернулся. Организованными поисками он 4 октября был обнаружен разрушенным и частично сгоревшим на скошенном поле в районе реки Ларьеган в 10 км с МК=230° от а/п Александровское. На месте катастрофы обнаружены тела пилота и трех пассажиров, а также весь оставшийся после первого рейса груз. Катастрофа произошла в 13:37.
    Расследованием установлено, что пилот, вылетев вторым рейсом, принял преступное решение вывезти оставшихся трех человек и 250 кг груза одним рейсом. Чтобы скрыть перегрузку вертолета, пилот решил часть груза и людей снять в 10 км от аэропорта на заранее выбранном для посадки поле. После прибытия в а/п Александровское и заправки вертолета бензином пилот планировал сделать подлет и перевезти оставленных людей и груз в Александровское.
    При вылете из района озера Иудкино на борту находилось (по расчетам комиссии) 80 кг горючего, три пассажира, 250 кг груза и инструмент. Полетный вес составлял 2500 кг, что было на 100 кг больше максимально допустимого. Передняя центровка была +650-670 индексов при предельно допустимой +160 индексов.
    В последнем полете пилот, чтобы скрыть посадку в поле, связь с аэропортом не держал и на позывной не отвечал. Не долетая до а/п Александровское 10 км, пилот стал производить снижение вертолета на заранее выбранное им скошенное поле, но в результате перегрузки и недопустимо передней центровки, превышающей в несколько раз предельную, вертолет на планировании потерял управляемость и под углом 75° ударился о землю.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 1
Пассажиры 3 3
На земле   0
Всего погибших 4


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-1
Регистрационный номер (id) ВС СССР-20225
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 05.02.1957
Заводской номер ВС 7702709
Наработка ВС (часы) 1530
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 48443


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Западно-Сибирское территориальное управление ГВФ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Александровское
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Александровское


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Главной причиной катастрофы явилась недисциплинированность пилота, допустившего грубейшее нарушение РЛЭ, выразившееся в перегрузке вертолета, создании недопустимо передней центровки, безрассудном нарушении всех правил полета на вертолете. Даже при такой загрузке кабины пилот не установил 10 килограммовый балансировочный груз на фланец хвостового редуктора.
    Сопутствующие причины:
    1) Неудовлетворительная организация полетов в а/п Александровское со стороны начальника аэропорта, который устранился от руководства и контроля за работой экипажей в аэропорту.
    2) Слабая организация воспитательной работы в 119 отряде.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.