Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-2 Грузинского ТУ ГВФ в районе Кутаиси
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  20 июня 1962 г.
Время:  17:52
Страна:  СССР
Место происшествия:  Грузинская ССР, Кутаисская область, 24 км северо-восточнее а/п Кутаиси
Тип ВС:  Ан-2
Регистрация ВС:  СССР-32619
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Грузинское территориальное управление ГВФ
 


Описание
    Экипаж 230 АО Грузинского ТУ ГВФ выполнял полеты по МВЛ. В четвертом рейсе для перевозки пассажиров экипаж в 17:12 вылетел из а/п Кутаиси и в 17:32 произвел посадку в Цагери. Высадив пассажиров, после стоянки 7 минут, экипаж в 17:39 вылетел обратным рейсом в Кутаиси без загрузки.
    Расследованием установлено, что по маршруту полета от Цагери до поворотного пункта Твиши было 1-2 балла кучевой облачности. От Твиши до Кутаиси количество облачности увеличилось и доходило местами до 8-10 баллов. Облачность местами закрывала отдельные вершины гор.
    В 17:47, по пролету н.п. Твиши, экипаж связался с КДП Кутаиси и доложил, что следует на высоте 1500 м сверх облаков. Получив от КДП команду следовать сверх облаков на приводную радиостанцию Кутаиси и там пробиваться, командир самолета не выполнил указания КДП в нарушение НПП ГА-58 и ИПП по МВЛ, решил в условиях горной местности снижаться по маршруту для выхода на визуальный полет, о принятом решении диспетчеру КДП Кутаиси не доложил. В 17:53 – 17:54 на запросы КДП борт не ответил и в а/п Кутаиси не прибыл.
    Самолет обнаружен на маршруте, в 24 км от а/п Кутаиси, сгоревшим на горе высотой 850 м. Катастрофа произошла в 17:52 мск. Расследованием установлено, что при снижении в горной местности в условиях облачной погоды самолет на большой скорости в режиме горизонтального полета столкнулся с деревьями на вершине горы. Срезая вначале макушки, а потом деревья, самолет, разрушаясь, продвинулся по склону горы на 95 м от места первого касания деревьев, остановился и загорелся. Командир самолета с тяжелыми ранениями и сильными ожогами была найден колхозниками в 200 м от самолета у ручья. Он рассказал им, что произошла катастрофа, и с ним был еще один пилот. Затем он потерял сознание и через полчаса скончался. Второй пилот был найден колхозниками в кабине сгоревшего самолета.
    Расследованием установлено, что с 15 часов диспетчер АДП Кутаиси выпускал самолеты без действующего прогноза погоды, а командир самолета, выполнив в день происшествия 4 полета, ни разу не консультировался у синоптика.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 2
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 2


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-32619
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 26.04.1951
Заводской номер ВС 11047303
Наработка ВС (часы) 6904
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка ЛС14593


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Грузинское территориальное управление ГВФ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Цагери
Пункт назначения Кутаиси
Начальный пункт маршрута Цагери
Конечный пункт маршрута Кутаиси


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Непосредственной причиной катастрофы является безрассудное решение командира самолета снижаться в условиях облачной погоды в горной местности.
    Главной причиной катастрофы является неудовлетворительная организация и руководство полетами в а/п Кутаиси.
    Другие причины, способствовавшие катастрофе:
    а) допуск к полетам в условиях горной местности недостаточно подготовленного к полетам по приборам командира самолета;
    б) нечеткость ИПП на МВЛ а/п Кутаиси, допускающей полеты сверх 5-ти бальной облачности без указания верхней и нижней границ облачности и определения метода выхода на визуальный полет;
    в) отсутствие должного контроля и оказания действенной помощи в организации полетов и летной подготовки экипажей эскадрильи со стороны командования 230 авиаотряда и пилота-инструктора ЛШО.
    Виновники:
    а) Командир самолета, допустивший нарушения, выразившиеся в самовольном снижении по маршруту в горной местности при наличии облачности;
    б) диспетчер АДП Кутаиси, выпустивший пилота без консультации у синоптика и действующего прогноза погоды;
    в) диспетчер КДП Кутаиси, не возвративший самолет в пункт вылета, давший командиру экипажа в нарушение инструкции по МВЛ указание следовать в а/п Кутаиси сверх 8-10 бальной облачности;
    г) старший диспетчер а/п Кутаиси, в смене которого выпускались самолеты без действующего прогноза погоды и представления пилотам вычерченных графических прогнозов, а также давались команды с нарушением ИПП по МВЛ;
    д) зам. начальника а/п Кутаиси по движению, не принявший мер по выполнению диспетчерским составом ИПП по МВЛ, пунктуальному выполнению приказа №13/68-61 г. по повышению четкости работы службы движения;
    е) командир 3 АЭ 230 АО, допустивший командира экипажа к полетам без должной подготовки к полетам по приборам;
    ж) командир 230 АО, недостаточно контролировавший работу командира АЭ и не принявший своевременных мер к выявлению и устранению отмеченных недостатков;
    з) инспектор ЛШО по легкомоторной авиации, формально подошедший к проверке подразделений, не оказавший малоопытному командиру АЭ действенной помощи в организации летной работы и проведении тренировок летного и командного состава;
    и) и.о. начальника УРДС, недостаточно уделявший внимание контролю за организацией и руководством полетов на МВЛ.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.