Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ил-18В Туркменского управления ГВФ в а/п Ашхабад
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  05 марта 1963 г.
Время:  19:34
Страна:  СССР
Место происшествия:  а/п Ашхабад
Тип ВС:  Ил-18В
Регистрация ВС:  СССР-75765
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Туркменское территориальное управление ГВФ
Рейс:  191
 


Описание
    Экипаж 165 летного отряда произвел взлет в Красноводске в 18:04.
    Прогноз погоды по аэропорту Ашхабад предусматривал: облачность 7-10 баллов, кучево-дождевая, 600- 1 000 м, видимость 4-10 км. После 21-00: пыльная буря, ветер 300°, 18-20 м/с, видимость менее 1 000 м.
    Таким образом, по прогнозу погоды экипаж успевал завершить рейс до наступления опасных метеоявлений. Погода ухудшалась быстрее и в 17-00 синоптик ашхабадского аэропорта внесла коррективы в прогноз. Синоптик аэропорта Красноводск, этот прогноз, предусматривавший опасные метеоявления, не довел до старшего диспетчера. Через 15-20 минут после взлета во время полета в эшелоне 6 000 м экипаж встретился с очень сложной метеообстановкой на маршруте (сильная болтанка) и изменил курс для обхода.
    В 19:15 была передана погода: пыльная буря, видимость 300 м. Из-за радиопомех эта погода экипажем принята не была. Диспетчеры ПРЛ, РДС и КДП так и не приняли мер для сообщения экипажам действительной погоды и не перенаправили самолет на запасной аэродром Ак-Тепе, где погода была лучше. Экипаж, в свою очередь, также не принял мер по выяснению фактической погоды (у них была информация о видимости 5 км). На удалении 25 км на пеленге 3° экипаж начал выполнять маневр захода на посадку. Из-за атмосферных помех показания радиокомпаса были ошибочными, показавшими пролет ДПРМ. После обнаружения ошибки самолет был выведен в район траверса ДПРМ. Выполнив 3-й и 4-ый развороты, экипаж вышел на посадочную прямую на высоте 400 м. Экипаж доложил, что видит огни. На участке между ДПРМ и БПРМ самолет стал резко терять высоту, попав в условия сильной турбулентности с видимостью 30 м и ветром 20-25 м/с. Полет проходил с бросками до 40 м и недопустимыми кренами с неустойчивыми показаниями основных пилотажных приборов. В результате мощного вертикального броска самолет оказался у земли на высоте 7 м с креном 5-7° на удалении 250 м от БПРМ. Винт №1 задел фонарь на опоре огней подхода высотой 6 м. Правая плоскость сбила телеграфный столб высотой 7 м. Затем, снижаясь, самолет левой тележкой шасси сбил железобетонный столб огней подхода на удалении 150 м от БПРМ. С креном 30°, сбивая железобетонные столбы огней подхода и ограды БПРМ и разрушаясь, он упал около БПРМ в 1 012 м от торца ВПП с МК=295°. В момент катастрофы самолетом управлял проверяющий из ГУ ГВФ, занимавший правое кресло второго пилота. Продвинувшись 130 м, фюзеляж без обеих плоскостей остановился на левом борту. Средняя его часть полностью сгорела. Передняя часть (кабина пилотов) полностью разрушена. Отрицательную роль сыграло включение фар, создавшее экран.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 11 8
Пассажиры 43 4
На земле   0
Всего погибших 12


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ил-18В
Регистрационный номер (id) ВС СССР-75765
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 28.06.1961
Заводской номер ВС 181003404
Наработка ВС (часы) 2098
Наработка ВС (циклы) 1213
Силовая установка Н 2144180 С2214024 Н 2234276 Н2214052


Сведения о рейсе

Номер рейса 191
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Туркменское территориальное управление ГВФ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Красноводск
Пункт назначения Ашхабад
Начальный пункт маршрута Москва (Внуково)
Конечный пункт маршрута Ашхабад


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причинами катастрофы явились:
    1) Грубое нарушение минимума погоды (нижняя кромка не менее 150 м, видимость не менее 1 500 м) и попадание в опасные явления погоды
    2) преступно-халатное решение диспетчеров ПРЛ и КДП, не передавших фактическую погоду и не отправивших самолет на запасной аэродром и принявших затем преступное решение посадить самолет при погоде ниже минимума.
   
    Сопутствующая причина: экипаж не проявил должной бдительности и не потребовал передачи фактической погоды.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.