Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-2 Магаданской ОАГ ГВФ в районе Паляваама
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  21 февраля 1962 г.
Время:  10:05
Страна:  СССР
Место происшествия:  Магаданская область, Чукотский АО, Чаунский район, западнее пос. Паляваам, 140 км юго-восточнее а/п Певек
Тип ВС:  Ан-2
Регистрация ВС:  СССР-47645
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Магаданская ОАГ ГВФ, 63 ОАЭ
 


Описание
    Экипаж 63 ОАЭ Магаданской ОАГ ГВФ должен был 21.02.1962 г. выполнить полет по маршруту Певек – Паляваам – Певек (спецрейс Чаунского РайГРУ) на самолете Ан-2 №47645 с грузом взрывчатого вещества аммонит (20 мест, 1000 кг).
    Прогноз погоды по маршруту Певек – Паляваам - Певек с 0 до 6 часов мск предусматривал: облачность 6-9 баллов средняя, видимость 10 км, слабая дымка, видимость местами 4-10 км, полет в ложбине.
    По пункту посадки Паляваам: облачность 6-9 баллов средняя, видимость 10 км, ветер 140° 2-5 м/с
    По а/п Певек с 3 до 6 часов: облачность 7-10 баллов средняя, видимость 10 км, ветер неустойчивый 2-5 м/с.
    Первым по тому же маршруту с грузом и с целью разведки погоды на самолете Ли-2 №16191 в 00:05 мск вылетел зам. командира 63 ОАЭ. С собой в экипаж он забрал штурмана из экипажа Ан-2 №47645. Через 5-6 минут полета с борта Ли-2 была передана погода: «1700 метров, земля просматривается, слоистая 5-6 баллов местами, сопки открыты, видимость 50». Разрешения или запрещения на выпуск остальных самолетов заместителем командира 63 ОАЭ при этой радиосвязи не давалось и и.о. начальника службы движения а/п Певек не запрашивалось. Последний после выпуска Ли-2 самостоятельно принял решение на выпуск трех самолетов Ан-2 №№47645, 23809 и 23700 на Паляваам.
    В 00:14 было дано разрешение на взлет Ан-2 №47645. Предполетная подготовка экипажа и ее контроль проводилась штурманом экипажа, до того, как он по решению зам. командира ОАЭ улетел с ним на Ли-2. Безопасная высота полета по маршруту рассчитана равной 1210 м, время на полет туда и обратно – 1 час 55 минут. Экипаж взял на борт неоформленного пассажира, авиамеханика, который вылетел с ружьем и патронами на охоту.
    В 00:27 командир экипажа доложил: «1200 метров визуально» и перешел с разрешения КДП на связь по второму каналу. По этому каналу связь не осуществлялась
    Ан-2 №23809 вылетел из а/п Певек в 00:22. В 01:35 его экипаж доложил: «Паляваам закрыт плотной облачностью, верхняя кромка 900 метров, возвращаюсь обратно».
    В 01:03 из а/п Певек вылетел Ан-2 №23700. В 02:05 его командир принял решение на возврат, о чем передал в АДП: «облачность 9-10 баллов, не соответствует минимуму трассы, возвращаюсь обратно». Таким образом, самолеты Ан-2 №23809 и 23700 возвратились в Певек, встретив низкую облачность на маршруте, не предусмотренную прогнозом погоды по маршруту и по пункту посадки Паляваам. Экипаж Ан-2 №47645 на вызовы этих бортов не отвечал и на базу не возвратился.
    Диспетчером службы движения а/п Певек руководство полетами осуществлялось неудовлетворительно. Решение на возврат самолетов и попыток установить связь с бортом №47645 со стороны АДП предпринято не было.
    С 21 по 26 февраля производились поиски с воздуха и наземными группами на вездеходах. Сложные метеоусловия затрудняли поиски. 26 февраля самолет обнаружен с воздуха на склоне сопки (отметка 934 м) в 140 км юго-восточнее а/п Певек на высоте 450 м, в 20 км южнее оси маршрута, в районе г. Карпунг и реки Карпунгваам. Экипаж и пассажир погибли. Самолет и груз сгорели. Трупы членов экипажа обнаружены на своих рабочих местах, обгоревший труп авиамоториста выброшен на расстояние 50 м от самолета.
    Предположительно, катастрофа произошла через 45-50 минут после взлета, около 01:00 -01:05 мск. Причиной катастрофы могло быть только снижение на маршруте с целью выхода на визуальный полет для визуального подхода к площадке Паляваам. Зам. командира 63 ОАЭ, как разведчик погоды и как командир подразделения своей задачи не выполнил, не оказал никакого влияния на выпуск самолетов, несмотря на сложность погоды, и не оказал никакой помощи самолетам Ан-2, находящимся в воздухе, не дал команды вернуться на аэродром вылета и сам грубо нарушил минимум погоды по трассе, допустив полет сверх облаков и полет сверх облаков самолетов Ан-2. Согласно минимума трассы, полеты по ней выполняются строго визуально. Кроме того, зам. командира 63 ОАЭ нарушил приказ командира ОАЭ и указание ЛШО авиагруппы полетов Ан-2 без штурманов на борту не производить, забрав из экипажа Ан-2 №47645 штурмана с собой в полет на Ли-2. Накануне дня катастрофы штурман этого экипажа также выполнял полеты с зам. к-ра ОАЭ, а экипаж Ан-2 №47645 без штурмана.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 2
Пассажиры 1 1
На земле   0
Всего погибших 3


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета снижение
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-47645
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС апрель 1961 г.
Заводской номер ВС 115747314
Наработка ВС (часы) 858
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка КЛ 1114106


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Магаданская ОАГ ГВФ, 63 ОАЭ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Певек
Пункт назначения Паляваам
Начальный пункт маршрута Певек
Конечный пункт маршрута Паляваам


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Непосредственной причиной катастрофы является столкновение самолета со склоном сопки в сложных метеоусловиях (в облачности) вследствие неправильного принятия решения экипажем на снижение в районе реки Паляваам для визуального подхода к аэродрому.
    Главной причиной катастрофы является нарушение командиром корабля §§219, 220 и 222 НПП ГА-58.
    Способствующими причинами катастрофы являются
    - халатное отношение к выполнению своих обязанностей заместителя командира 63 ОАЭ МОАГ ГВФ, не принявшего должных мер по обеспечению подготовки, организации полетов и руководства полетами самолетов 21.02.1962 г., своей бездеятельностью как разведчика погоды. Переданными показаниями погоды через 5-6 минут после взлета он ввел в заблуждение диспетчера АДП, который выпустил остальные самолеты;
    - допуск к полетам командира экипажа после длительного перерыва в летной работе на данном типе, без должной подготовки и оформления документации командиром 63 ОАЭ;
    - неоправдавшийся прогноз погоды по трассе и пункту посадки, выданный АМСГ;
    - неудовлетворительное руководство полетами службы движения.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.