Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-2Т Печорского ОАО Коми УГА в Харьяге
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  25 марта 1979 г.
Страна:  СССР
Место происшествия:  Коми АССР, Усть-Цилемский район, пос. Харьяга
Тип ВС:  Ан-2Т
Регистрация ВС:  СССР-44902
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Коми УГА, Печорский ОАО
 


Описание
    
    24 марта экипаж 76 летного отряда выполнял пассажирский рейс №917 Усть-Цильма - Новый Бор - Харьяга - Нарьян-Мар. В а/п Харьяга рейс был прерван по причине неисправности в системе запуска двигателя. Пассажиры вывезены другим самолетом Ан-2. Экипаж связался с базовым аэродромом Усть-Цильма, попросил прислать технический состав и остался на ночевку. На следующий день прибыли два авиатехника. После устранения неисправности и подготовки самолета к полету экипаж должен был перегнать его в Усть-Цильму. На борту находились выполнявшие ремонт самолета авиатехники.
    По показаниям очевидцев, после нормально прошедшего взлета, при втором развороте по схеме в сторону пункта назначения внезапно исчез звук работы двигателя, самолет стал терять высоту, маневрируя в сторону ВПП. На удалении 400 м с азимутом 85° от а/п Харьяга самолет потерпел катастрофу в лесотундровой местности. Все находившиеся на борту погибли.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 2
Пассажиры 2 2
На земле   0
Всего погибших 4


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета набор высоты
Установленные причины АП отказ техники
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2Т
Регистрационный номер (id) ВС СССР-44902
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 27.09.1962
Заводской номер ВС 1G24-02
Наработка ВС (часы) 15737
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка К 1524373


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Перегоночный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Коми УГА, Печорский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Харьяга
Пункт назначения Усть-Цильма
Начальный пункт маршрута Харьяга
Конечный пункт маршрута Усть-Цильма


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Комиссия установила, что после взлета, после выполнения первого и второго спаренных разворотов, в горизонтальном полете с курсом 140° на высоте 200-250 м произошел отказ двигателя. Экипаж выполнил маневр с расчетом посадки на аэродром с МК=310°. После разворота на угол 160° произошло резкое увеличение вертикальной скорости снижения и интенсивное уменьшение высоты полета. Экипаж понял, что запаса высоты для посадки на аэродром не хватает и что посадка предстоит на лес с сильно пересеченной местностью (озеро с крутыми берегами), и принял решение о посадке на совхозное поле рядом с границей леса. Посадка на это поле требовала выполнения сложного маневра для выхода не него - левого разворота на угол около 90°. Начало такого маневра усложнялось наличием по курсу полета телефонной линии. Это вынудило экипаж выполнять разворот с креном более 36°. Не имея запаса высоты и достаточной скорости, самолет при развороте столкнулся левой полукоробкой крыльев с землей на краю поля, затем ударился о землю двигателем и, продвинувшись 54 м, разрушился (левая сторона фюзеляжа полностью разрушена по 11-й шпангоут, правая сторона - по 8-й шпангоут).
    В крови обоих авиатехников обнаружено содержание алкоголя, соответствующее легкой степени опьянения в момент смерти. У КВС и второго пилота алкоголя не обнаружено.
    Топливный кран на месте АП находился в не полностью открытом, промежуточном положении. Объем работ по устранению неисправности перед вылетом установить не удалось, поскольку бортовая и техническая документация оказалась неоформленной.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: основной причиной катастрофы явился отказ двигателя в полете. Точную причину отказа двигателя в связи со значительным разрушением конструкции самолета и двигателя установить не представилось возможным.
    Наиболее вероятной причиной отказа является выключение двигателя в полете в результате нажатия стенкой раздутого маслобака на рычаг останова двигателя на карбюраторе. Конструктивно система стоп-крана на самолете Ан-2 выполнена так, что при закупорке дренажа маслобака по любой причине возможно нажатие на расположенный рядом с маслобаком рычаг останова стенкой деформированного от избыточного давления маслобака. Такие случаи выключения стоп-крана раздутым маслобаком при эксплуатации Ан-2 происходили неоднократно, в том числе один раз в Коми УГА.
    При исследовании в ГосНИИ ГА в дренажном трубопроводе маслобака обнаружено значительное количество продуктов разложения масла, однако из-за сильного разрушения элементов бака определить степень засорения сечения трубопровода не представилось возможным. По той же причине не удалось установить, имела ли место деформация (раздутие) обечаек маслобака. Следов соприкосновения стенки бака с рычагом стоп-крана карбюратора не обнаружено. Проведенные технической подкомиссией эксперименты не исключают версии о взлете с прикрытым (частично закрытым) топливным краном. Эта версия одинаково равнозначна первой.
    В отчете летной подкомиссии указывается, что причиной отказа двигателя также может быть внесение неустановленного дефекта авиатехниками при устранении неисправности. Они могли допустить отклонение от технологии работы, о чем может свидетельствует зафиксированное у них судебно-медицинской экспертизой состояние алкогольного опьянения, а также отсутствие оформления технической документации об объеме выполненных работ после их окончания.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.