Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-2 Северного ТУ ГВФ на п.п. Фариха, Ненецкий АО
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  27 января 1962 г.
Время:  16:59
Страна:  СССР
Место происшествия:  Архангельская область, Ненецкий АО, 1,5 км от п.п. Фариха
Тип ВС:  Ан-2
Регистрация ВС:  СССР-98330
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Северное территориальное управление ГВФ, 74 ао
 


Описание
    Накануне экипаж 74 авиаотряда Северного ТУ ГВФ прибыл в а/п Нарьян-Мар для подмены другого экипажа, находящегося на вывозе рыбы из северных районов Ненецкого АО.
    27 января прибывший экипаж выполнил полеты по маршрутам Нарьян-Мар – Каратаиха – Нарьян-Мар и Нарьян-Мар – Оксино – Фариха. С целью провозки по указанным площадкам в состав экипажа командиром авиаэскадрильи 73 авиаотряда был включен проверяющий – командир Ан-2 из этого авиаотряда, который не был допущен к инструкторской работе. После посадки и загрузки рыбой на ледовой посадочной площадке Фариха экипаж вырулил на старт и по разрешению руководителя полетов в 16:59 произвел взлет.
    Фактическая погода при взлете была: ясно, видимость 10 км, ветер северный 6 м/с, температура -26°С.
    После набора высоты 200 м экипаж запросил условия выхода и получил разрешение «с левым разворотом ложиться на курс». Получение команды экипаж подтвердил. По показаниям находившегося в это время на предварительном старте командира Ан-2, после первого разворота самолет пошел с большим креном со снижением вниз и после, судя по погасшим огням АНО, ударился о землю в 1,5 км от траверза ВПП. Самолет обнаружен разрушенным в 1,5 -2 км от посадочной площадки с МК=330°. Второй пилот, после доставки в больницу, скончался через 1 час после происшествия. Командир самолета получил ушибы, проверяющий получил тяжелые ранения.
    При опросе командир самолета настойчиво утверждал, что после взлета на высоте 200 м он ввел самолет в разворот с креном 15°. Придерживая штурвалом от дальнейшего крена, пилот почувствовал, что самолет вместо выхода из крена еще больше его увеличивал, после чего крен достиг 40-50°. Самолет с этим креном стал снижаться со скоростью 7-9 м/с и поступательной скоростью 250-260 км/ч до столкновения с землей.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 1
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета набор высоты
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-98330
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 04.09.1958
Заводской номер ВС 110447301
Наработка ВС (часы) 2119
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 8121648


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Северное территориальное управление ГВФ, 74 ао
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Фариха
Пункт назначения Нарьян-Мар
Начальный пункт маршрута Фариха
Конечный пункт маршрута Нарьян-Мар


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Комиссия пришла к выводам:
    1) Непосредственной и главной причиной катастрофы явилось:
    а) ошибка экипажа в выполнении разворота, допустившего увеличение крена в процессе разворота и несвоевременное его исправление, проявление растерянности при создавшемся положении при полете ночью в безориентирной местности;
    б) пилот в день катастрофы выполнял свой первый полет ночью в рейсовых условиях и был направлен на Крайний Север, не имея достаточного опыта работы;
    в) проверяющий только оттренирован с правого пилотского сиденья в ноябре 1960 г и к инструкторской работе не допущен, тем не менее, в нарушение существующих правил, он был включен в состав экипажа в качестве проверяющего.
    Виновники:
    1) командир самолета – допустил ошибку в процессе разворота и несвоевременно ее исправил)
    2) проверяющий - не контролировал действия командира самолета и не принял мер к предотвращению происшествия, не предупредил командование 73 авиаотряда, что не имеет права инструкторской работы, и в нарушение требований НПП ГА-58 полетел с экипажем в качестве проверяющего;
    3) Командир АЭ 73 авиаотряда – незаконно включил не имеющего права инструкторской работы командира самолета в состав экипажа;
    4) Командир 74 авиаотряда и командир 2 АЭ 74 авиаотряда – направили командира самолета, не имеющего опыта полетов на севере, тем более ночью, не дав экипажу никаких указаний о характере выполнения полетов.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.