|
|
|
Катастрофа Ан-2 Северного ТУ ГВФ на п.п. Фариха, Ненецкий АО |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 27 января 1962 г.
Время: 16:59
Страна: СССР
Место происшествия: Архангельская область, Ненецкий АО, 1,5 км от п.п. Фариха
Тип ВС: Ан-2
Регистрация ВС: СССР-98330
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Северное территориальное управление ГВФ, 74 ао
|
|
|
|
|
Описание |
Накануне экипаж 74 авиаотряда Северного ТУ ГВФ прибыл в а/п Нарьян-Мар для подмены другого экипажа, находящегося на вывозе рыбы из северных районов Ненецкого АО.
27 января прибывший экипаж выполнил полеты по маршрутам Нарьян-Мар – Каратаиха – Нарьян-Мар и Нарьян-Мар – Оксино – Фариха. С целью провозки по указанным площадкам в состав экипажа командиром авиаэскадрильи 73 авиаотряда был включен проверяющий – командир Ан-2 из этого авиаотряда, который не был допущен к инструкторской работе. После посадки и загрузки рыбой на ледовой посадочной площадке Фариха экипаж вырулил на старт и по разрешению руководителя полетов в 16:59 произвел взлет.
Фактическая погода при взлете была: ясно, видимость 10 км, ветер северный 6 м/с, температура -26°С.
После набора высоты 200 м экипаж запросил условия выхода и получил разрешение «с левым разворотом ложиться на курс». Получение команды экипаж подтвердил. По показаниям находившегося в это время на предварительном старте командира Ан-2, после первого разворота самолет пошел с большим креном со снижением вниз и после, судя по погасшим огням АНО, ударился о землю в 1,5 км от траверза ВПП. Самолет обнаружен разрушенным в 1,5 -2 км от посадочной площадки с МК=330°. Второй пилот, после доставки в больницу, скончался через 1 час после происшествия. Командир самолета получил ушибы, проверяющий получил тяжелые ранения.
При опросе командир самолета настойчиво утверждал, что после взлета на высоте 200 м он ввел самолет в разворот с креном 15°. Придерживая штурвалом от дальнейшего крена, пилот почувствовал, что самолет вместо выхода из крена еще больше его увеличивал, после чего крен достиг 40-50°. Самолет с этим креном стал снижаться со скоростью 7-9 м/с и поступательной скоростью 250-260 км/ч до столкновения с землей.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
3 |
1 |
Пассажиры |
0 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
набор высоты |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ан-2 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-98330 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
04.09.1958 |
Заводской номер ВС |
110447301 |
Наработка ВС (часы) |
2119 |
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
8121648 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Транспортный |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Северное территориальное управление ГВФ, 74 ао |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Фариха |
Пункт назначения |
Нарьян-Мар |
Начальный пункт маршрута |
Фариха |
Конечный пункт маршрута |
Нарьян-Мар |
|
Подробные сведения
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Комиссия пришла к выводам:
1) Непосредственной и главной причиной катастрофы явилось:
а) ошибка экипажа в выполнении разворота, допустившего увеличение крена в процессе разворота и несвоевременное его исправление, проявление растерянности при создавшемся положении при полете ночью в безориентирной местности;
б) пилот в день катастрофы выполнял свой первый полет ночью в рейсовых условиях и был направлен на Крайний Север, не имея достаточного опыта работы;
в) проверяющий только оттренирован с правого пилотского сиденья в ноябре 1960 г и к инструкторской работе не допущен, тем не менее, в нарушение существующих правил, он был включен в состав экипажа в качестве проверяющего.
Виновники:
1) командир самолета – допустил ошибку в процессе разворота и несвоевременно ее исправил)
2) проверяющий - не контролировал действия командира самолета и не принял мер к предотвращению происшествия, не предупредил командование 73 авиаотряда, что не имеет права инструкторской работы, и в нарушение требований НПП ГА-58 полетел с экипажем в качестве проверяющего;
3) Командир АЭ 73 авиаотряда – незаконно включил не имеющего права инструкторской работы командира самолета в состав экипажа;
4) Командир 74 авиаотряда и командир 2 АЭ 74 авиаотряда – направили командира самолета, не имеющего опыта полетов на севере, тем более ночью, не дав экипажу никаких указаний о характере выполнения полетов.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|