Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Як-12М ВСТУ ГВФ в Прибайкальском районе Бурятской АССР
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  17 июня 1961 г.
Время:  09:25
Страна:  СССР
Место происшествия:  Бурятская АССР, Прибайкальский район, 12,5 км восточнее села Хаим
Тип ВС:  Як-12М
Регистрация ВС:  СССР-74085
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Восточно-Сибирское территориальное управление ГВФ, 138 ОАО
 


Описание
    Пилот 138 ОАО ВСТУ ГВФ произвел взлет в а/п Улан-Удэ в 03:35 мск для доставки груза (книги весом 290 кг) в Нижнеангарск. Полетный вес и центровка самолета не превышали установленные нормы.
    Прогноз погоды по маршруту Улан-Удэ – Баргузин (первый пункт посадки) с 03:30 до 08:30 предусматривал: передняя часть антициклона, облачность 4-7 баллов, слоисто-кучевая, кучево-дождевая высотой 1000-1500 м от уровня а/д Улан-Удэ, 5-10 баллов верхняя, средняя, видимость более 10 км, горы открыты.
    Прогноз погоды по пункту посадки Баргузин с 04:30 до 05:30 предусматривал: облачность 3-6 баллов слоисто-кучевая, мощно-кучевая высотой 1000-1500 м, 5-10 баллов верхняя, средняя, видимость более 10 км, ветер 270° 5-8 м/с.
    Впереди тем же маршрутом следовали самолеты Ан-2 №32650 и Як-12 №22212, взлетевшие раньше соответственно на 7 и 5 минут. До н.п. Нестерово (70 км от Улан-Удэ) полет происходил в предусмотренных прогнозом погоды условиях на высоте 900 м относительно а/д Улан-Удэ. От Нестерово погода ухудшилась из-за понижения кучево-дождевой облачности до высоты 700 м. Видимость из-за дождя снизилась до 4 км. Вершины гор хребта Улан-Бургасы, проходящего справа от маршрута, были закрыты облаками. Пилот, имевший очень маленький практический опыт в самостоятельных полетах, из-за обхода облачности, имевшейся на маршруте полета, и пассивного самолетовождения (держал курс 30° при сносе вправо до +12° при ЗМПУ=23° уклонился вправо от установленной линии пути на 15 км в сторону гор, имевшийся линейный ориентир (тракт) не использовал.
    В 04:25 мск (09:25 местного времени), в 12,5 км восточнее н.п. Хаим Прибайкальского района Бурятской АССР, на высоте 670 м относительно уровня а/д Улан-Удэ самолет столкнулся с деревьями на склоне горы хребта Улан-Бургасы высотой 1200 м над уровнем моря. При первом ударе о кедр была разрушена левая плоскость. Затем через 25 м в перевернутом полете ударом о группу деревьев была отбита и правая плоскость. Пролетев 20 м, фактически без крыла, в перевернутом полете над деревьями, самолет резко перешел на снижение под углом около 30° к горизонту. Сбив несколько деревьев, он упал на землю на высоте 690 м, на расстоянии 70 м от места первого удара о кедр, и загорелся. Пилот погиб, самолет сгорел.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 1
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Як-12М
Регистрационный номер (id) ВС СССР-74085
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 10.04.1956
Заводской номер ВС 08518
Наработка ВС (часы) 3239
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка КИ 914056


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Восточно-Сибирское территориальное управление ГВФ, 138 ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Улан-Удэ
Пункт назначения Баргузин
Начальный пункт маршрута Улан-Удэ
Конечный пункт маршрута Нижнеангарск


Подробные сведения

Выявленные при расследовании недостатки     Расследованием установлены серьезные упущения и нарушения при вводе в строй молодых пилотов в 138 ОАО. Пилотам не разъясняется строгая обязательность согласования заданной высоты полета. Молодым полетам задается истинная высота не менее 600 м по всему маршруту, но пилоты обычно понимают это, как высоту относительно аэродрома вылета. Должной предполетной подготовки в отряде не организовано. Молодые пилоты не знают предельные метеоусловия на всех трассах.
    В отряде заведена практика так называемого эшелонирования полетов по четным и нечетным высотам на высоте ниже первого рабочего эшелона транспортной авиации, что привело к тому, что у пилота высотомер стоял на стандартном давлении (760 мм рт.ст.). В полете он докладывал командиру следующего впереди Як-12, что занял высоту 1400 м стандарт. После запроса им давления аэродрома Улан-Удэ у командира Як-12 пилот стал устанавливать его и отвлекся от управления самолетом, что является одной из причин катастрофы.
    Столкновению с деревьями способствовало попадание пилота в заряд с резко ухудшенной видимостью. По показаниям пилотов вылетевших ранее самолетов Ан-2 и Як-12 правая часть хребта Улан-Бургасы в большей части была закрыта облачность с мощными зарядами осадков.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Непосредственной причиной катастрофы является столкновение со склоном горы из-за отклонения самолета вправо на 15 км от заданной линии пути.
    Главной причиной катастрофы является недостаточная подготовленность пилота к полетам в усложненных метеоусловиях и отсутствие у пилота должного опыта полетов.
    Косвенной причиной катастрофы является частично неоправдавшийся прогноз погоды по высоте облачности, осадкам и ветру, что ввело в заблуждение командный состав при решении вопроса о возможности полетов на данной трассе в этот день молодых пилотов.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.