Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-1 Украинского ТУ ГВФ в Закарпатской области
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  11 сентября 1961 г.
Время:  12:25
Страна:  СССР
Место происшествия:  Украинская ССР, Закарпатская область, район н.п Комсомольск
Тип ВС:  Ми-1
Регистрация ВС:  СССР-10181
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Украинское территориальное управление ГВФ, 88 ОАО
 


Описание
    Пилот 88 ОАО Украинского ТУ ГВФ был направлен на работы по гравиметрической съемке по договору с гравиметрической партией №88/61 для замены другого пилота, направленного на работу в китобойную флотилию. 9 сентября 1961 г. в а/п Львов с пилотом была проведена соответствующая подготовка к полетам в горной местности и в тот же день пилот прибыл в а/п Ужгород. Вечером за ужином в ресторане, будучи уже выпивши, пилот и авиатехник выпили еще по 100 грамм водки и около 22:30 возвратились в гостиницу аэропорта для отдыха.
    10 сентября в 09:15, без медицинского осмотра, обманув и.о. командира звена, пилот получил разрешение на вылет и вместе с авиатехником вылетел к месту расположения гравиметрической партии – Чинадиево. Прибыв на место, по просьбе старшего топографа партии, пилот выполнил два полета с целью катания шести человек, взрослых и детей. После получения задания на гравиметрические работы пилот, авиатехник и старший топограф в 10:40 вылетели в район н.п. Усть-Чорна к месту предстоящих работ. По прибытию они убыли в столовую, где за обедом употребляли спиртные напитки. В 23:00 экипаж прибыл на площадку, где находился вертолет, и лег спать в палатке.
    Утром 11 сентября, после завтрака и подготовки вертолета, пилот со старшим топографом и бортоператором в 09:50 вылетел по заданию на съемки. Через 40 минут, после выполнения задания, вертолет возвратился на площадку. После заправки и уточнения второго задания экипаж в том же составе вылетел по маршруту Усть-Чорна – Комсомольск – Плаек – Фульевец – Пискало – Ломница – Перевальное – Мокрянка с посадкой в исходном пункте Комсомольск, расположенном в ущелье гор. После 10-ти минутной стоянки в Комсомольске пилот в 12:22 произвел взлет в направлении заданного маршрута и скрылся за ближайшей горой. Через 2-3 минуты после взлета очевидцы на посадочной площадке услышали звук падения вертолета и увидели черный столб дыма.
    Вертолет обнаружен горящим в густом лесу на склоне горы на высоте 830 м, в 1800 м от посадочной площадки, в районе урочища Брадол в долине реки Мокрянка. Пилот, старший топограф и бортоператор погибли.
    В крови пилота обнаружено незначительное содержание алкоголя.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 1
Пассажиры 2 2
На земле   0
Всего погибших 3


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета набор высоты
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-1
Регистрационный номер (id) ВС СССР-10181
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 07.03.1958
Заводской номер ВС 86800203
Наработка ВС (часы) 1021
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 924092


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Воздушные съемки
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Украинское территориальное управление ГВФ, 88 ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Комиссией установлено:
    1) После взлета с посадочной площадки Комсомольск пилот, не набрав безопасной высоты, лег на курс для выполнения задания. При полете на высоте ниже безопасной над сильно пересеченной горной местностью нисходящим потоком вертолет был прижат к верхушкам сосен. Чтобы избежать столкновения с ними, пилот увеличил мощность мотора и дачей правой ноги отвернул от линии полета вправо на 45-50° в сторону понижения гор – в ущелье. Дача правой ноги на развороте еще больше усугубила положение, уменьшив мощность мотора за счет ее передачи на хвостовой винт. Это сказалось на окончательной потере скорости, в результате чего вертолет, прижатый воздушным потоком к соснам, неуправляемый, без поступательной скорости упал на лес с большим углом тангажа. Первоначальный удар о вершины деревьев произошел хвостовым винтом и редуктором. После разрушения хвостового винта вертолет перешел на нос и с большим углом ударился о землю, разрушился и сгорел.
    2) Пилот после взлета с посадочной площадки, расположенной на высоте 760 м над уровнем моря, не учел попутного ветра на высоте, вследствие чего не смог набрать безопасную высоту.
    3) Полет выполнялся с полным полетным весом в полдень, когда особенно сказывались неблагоприятные метеоусловия в данном районе – резкое изменение направления и силы ветра, с сильными отдельными бросками нисходящих потоков воздуха.
    4) Происшествию способствовала неудовлетворительная подготовка экипажа. Пилот без соответствующей подготовки был допущен к выполнению весьма сложных гравиметрических работ в горной местности. Кроме того, пилот работал штурманом-инструктором АЭ, летал, в основном, на самолетах Як-12. Его налет на вертолетах был нерегулярным и несистематическим.
    5) По своим моральным качествам пилот требовал систематического контроля и не должен был посылаться на работу в отрыве от базы.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     В связи с полным разрушением вертолета и возникновением пожара, а также отсутствием свидетелей момента падения вертолета, истинную причину катастрофы комиссия установить не смогла.
    Комиссия считает, что наиболее вероятной причиной происшествия является выполнение пилотом полета с полным полетным на малой высоте, над сильно пересеченной местностью в горах, с наличием неожиданно возникших нисходящих потоков воздуха. При создавшихся условиях пилот с техникой пилотирования не справился.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.