Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-2 Армянской ОАГ ГВФ в районе Степанавана
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  24 апреля 1961 г.
Время:  09:18
Страна:  СССР
Место происшествия:  Армянская ССР, Пушкинский перевал, 10 км юго-западнее а/п Степанаван
Тип ВС:  Ан-2
Регистрация ВС:  СССР-98247
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Армянская отдельная авиагруппа ГВФ
 


Описание
    Экипаж Армянской ОАГ ГВФ выполнял рейсовый полет по трассе МВЛ Ереван – Степанаван. Взлет в а/п Ереван произведен в 08:38. На борту находилось 12 взрослых пассажиров, 5 детей в возрасте от трех месяцев до 5 лет и 208 кг ручной клади. Служба организации перевозок а/п Ереван нарушила требования приказа №67-60 г. в части ограничения пассажиров на самолетах Ан-2 не более 12, в том числе детей от 2 до 12 лет.
    Полетный вес и центровка самолета не выходили за установленные нормы.
    Прогноз погоды по трассе Ереван – Кировакан – Степанаван с 8 до 11 часов предусматривал: облачность 2-5 баллов, во второй половине срока облачность 5-8 баллов, кучевая и кучево-дождевая высотой 1500-2000 м от а/п Ереван, и средняя. Перевалы открыты, вершины гор частично закрыты. Кратковременный дождь. Видимость 4-10 км. Болтанка. Ветер на высоте 2500 м 200° 40 км/ч.
    При пролете контрольного пункта Апаран командир самолета доложил, что находится на высоте 2000 м в наборе до 2700 м. После пролета Спитакского перевала, при входе в зону АДС а/п Кировакан, пилот запросил, открыт ли Пушкинский перевал, на что по радио от другого командира экипажа, прилетевшего 10-ю минутами раньше, получил ответ, что перевал закрыт и ему следует садиться в Кировакане.
    После получения условий посадки командир самолета стал снижаться. Затем, услышав сообщение по радио из а/п Степанаван о наличии там благоприятной погоды, изменил свое решение и, вопреки здравому смыслу и требованиям §222 НПП ГА-58, Инструкции полетов по МВЛ Армянской ОАГ, игнорируя возможность посадки в а/п Кировакан, где была хорошая погода, с набором высоты полетел в Степанаван через закрытый облачностью Пушкинский перевал Базумского хребта. При выполнении полета в облачности пилот, не видя возможности выхода из нее, стал выполнять левый разворот, во время которого на высоте 2320 м, в 8 км западнее маршрута, самолет столкнулся с горой. 12 взрослых пассажиров и 4 ребенка погибли. Командир, второй пилот и один ребенок получили тяжелые ушибы. Катастрофа произошла в 09:18 мск в 10 км юго-западнее а/п Степанаван.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 0
Пассажиры 17 16
На земле   0
Всего погибших 16


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-98247
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 14.06.1958
Заводской номер ВС 19947310
Наработка ВС (часы) 2225
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка ЛС 14759


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Армянская отдельная авиагруппа ГВФ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Ереван
Пункт назначения Степанаван
Начальный пункт маршрута Ереван
Конечный пункт маршрута Степанаван


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Главной причиной катастрофы является грубое нарушение §222 п. «а», 39 п. «б» НПП ГА-58, а также требований Инструкции полетов по МВЛ Армянской ОАГ, запрещающими выполнение полета при высоте облачности ниже установленного минимума, а также при наличии закрытых облаками перевалов, и выразившееся в самовольном входе в облачность.
    Сопутствующие причины:
    - Недостаточный контроль за выполнением полетов экипажем со стороны командира АЭ, а также недостаточная работа с летным составом в вопросах своевременного доведения приказов ГУ ГВФ и проведения воспитательной работы, направленной на неуклонное выполнение требований НПП ГА-58 и приказов ГУ ГВФ;
    - Неоправдавшийся прогноз погоды, выданный синоптиком АМСГ а/п Ереван по количеству и высоте облачности на участке трассы Кировакан – Степанаван, а также по части закрытия Пушкинского перевала.
   
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.