Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-4 Кременчугского ЛУ ГВФ в районе Волхова
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  21 января 1961 г.
Время:  13:50
Страна:  СССР
Место происшествия:  Ленинградская область, 27 км восточнее-юго-восточнее Волхова
Тип ВС:  Ми-4
Регистрация ВС:  СССР-31462
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Кременчугское ЛУ ГВФ
 


Описание
    Экипаж 57 ОАЭ МУАСП и МВЛ ГВФ выполнял задание по перегонке после ремонта в АРМ-21 (г. Ленинград) вертолета, принадлежащего Кременчугскому ЛУ ГВФ, в Кременчуг. Прибыв в АРМ-21, экипаж принял вертолет и 20.01.1961 г. произвел его контрольный облет с налетом 38 минут.
    21 января в 12:47 экипаж вылетел на Череповец. Кроме дополнительного бака с горючим, другой загрузки на борту не было. Полетный вес составлял 6625 кг. Прогноз погоды и фактическая погода по трассе благоприятствовали полету.
    Через 10 минут после взлета командир вертолета доложил в АДП Ленинград пролет Колпино на высоте 150 м визуально и запросил разрешение на выход из зоны АДС, на что получил разрешение. После этого связи с экипажем больше не было, в аэропорт назначения вертолет не прибыл.
    24 января вертолет был обнаружен на трассе полета, в 200 м южнее железной дороги Волхов – Тихвин (в 27 км восточнее-юго-восточнее г. Волхов), разрушенным в лесу. Экипаж погиб.
    Расследованием установлено, что в 13:50 во время выполнения полета на высоте 150-200 м произошел обрыв лопасти №4 несущего винта по 19-й нервюре, вследствие чего вертолет потерял управляемость и с углом 60-70° и правым креном 70-80° упал в заболоченный лес. Оборвавшаяся часть лопасти с лонжероном, набором нервюр и покрытием была обнаружена в 300 м, не долетая места падения вертолета, и в 40-50 м от оси падения.
    Комплект лопастей Ш-19-167 изготовлен заводом-изготовителем п/я 634 в июле 1960 г., после чего был установлен на один из вертолетов, находившихся на заводе. Комплект простоял на нем в течение 5 месяцев. За время нахождения на заводе лопасти наработали 3 часа 03 минуты, всего с начала эксплуатации они наработали 5 часов 35 минут.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 3
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 3


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-4
Регистрационный номер (id) ВС СССР-31462
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 28.11.1955
Заводской номер ВС 0622
Наработка ВС (часы) 1164
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 9822063


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Перегоночный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Кременчугское ЛУ ГВФ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Ленинград
Пункт назначения Череповец
Начальный пункт маршрута Ленинград
Конечный пункт маршрута Кременчуг


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Непосредственной причиной катастрофы является обрыв лопасти №4 несущего винта комплекта Ш-19-167 в полете.
    Главной причиной катастрофы является изготовление недоброкачественной лопасти несущего винта заводом-изготовителем п/я 634.
    Сопутствующая причина – отсутствие действенного объективного контроля изготовления лопастей по всей длине на заводе-изготовителе.
    Заключение Гос НИИ ГВФ:
    1) Анализом строения изломов лонжерона лопасти №4 несущего винта выявлено наличие хрупкой производственной трещины, от которой при работе лопасти происходил процесс усталостного разрушения.
    2) Рентгенографированием, капельным химанализом, местным спектральным и металлографическим анализами установлено наличие припоя ПОС-40 на поверхности первоначальных хрупких участков изломов лонжерона и подтверждено производственное происхождение трещины.
    3) Производственная трещина лонжерона образовалась при пайке розетки крепления нервюры вследствие отрицательного воздействия на механическую прочность материала трубы лонжерона расплавленной среды припоя ПОС-40.
    4) Измерения величин и направления деформации лонжерона, а также характер строения излома в месте разрушения указывают на то, что обрыв части лопасти №4 произошел до падения вертолета.
    5) Лабораторные исследования показали, что химический состав, микроструктура и механические свойства материала трубы разрушенного лонжерона удовлетворяют требованиям технических условий.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.