Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-12 а/к Аэро-Ника в районе Усть-Илимска
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  29 октября 1994 г.
Время:  21:30
Страна:  Россия
Место происшествия:  Иркутская область, близ Усть-Илимска
Тип ВС:  Ан-12А
Регистрация ВС:  RA-11790
Авиакомпания:  Аэро-Ника
 


Описание
    Самолет-лаборатория Ан-12 №11790, принадлежащий АО "Ермолинское летно-исследовательское испытательное предприятие", находился в аренде у а/к "Аэро-Ника", подконтрольной Московскому РУ ВТ, и использовался для коммерческих грузоперевозок. Выполнялся рейс по маршруту Южно-Сахалинск - Усть-Илимск - Омск - Ермолино. На борту находились 9 членов экипажа акционерного общества "ЕЛИИП", 14 пассажиров, 8 600 кг груза (рыба), 2 легковых автомобиля и 2 микроавтобуса.
    Взлетная масса самолета при вылете из Южно-Сахалинска превышала на 7 400 кг предельно допустимую. При подходе к а/п Усть-Илимск экипаж допустил следующие отклонения от технологии работ:
    - не сообщил посадочные данные самолета;
    - не уточнил условия захода и посадки в сложившихся метеоусловиях;
    - не распределил обязанности по пилотированию и контролю за полетом между членами экипажа.
    На удалении 80 км диспетчер сообщил об уменьшении видимости на полосе до 1 200 м (что не соответствовало минимуму командира), а затем дал Ксц=0,26 (минимально допустимое значение коэффициента сцепления на полосе для данного типа самолета равно 0,3). Диспетчер запросил решение о продолжении полета. Командир решил продолжить заход, который происходил при нижней границе облаков 120 м, видимости 1 500 м в условиях ливневого снега. На удалении 13 км экипаж выполнил четвертый разворот и вышел на курс посадки с углом сноса (-8)°. Второй пилот проинформировал командира, что выдерживание необходимой приборной скорости на глиссаде он берет на себя, однако не справился с решением этой задачи. Не выполнив карты контрольных проверок, экипаж доложил диспетчеру о готовности к посадке, направив внимание на устранение бокового уклонения и не замечая недопустимого уменьшения скорости и высоты полета. После доклада экипажа о проходе ДПРС связь с ним прекратилась. Самолет столкнулся с восточным склоном небольшой возвышенности, расположенной прямо по курсу посадки на удалении 2 100 м от входного торца ВПП, продолжил движение по земле 230 м через вершину возвышенности, остановился на западном склоне и разрушился. Возникшим пожаром фюзеляж самолета полностью уничтожен. Экипаж и все пассажиры погибли.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 9 9
Пассажиры 14 14
На земле   0
Всего погибших 23


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП ошибка экипажа
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-12А
Регистрационный номер (id) ВС RA-11790
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС 28.12.1961
Заводской номер ВС 1400302
Наработка ВС (часы) 7748
Наработка ВС (циклы) 3966
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Грузовой
Авиакомпания Аэро-Ника
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета Южно-Сахалинск (Хомутово)
Пункт назначения Усть-Илимск
Начальный пункт маршрута Южно-Сахалинск (Хомутово)
Конечный пункт маршрута Ермолино


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причиной АП явилось преждевременное снижение самолета на участке между ДПРМ и БПРМ и столкновение его с землей из-за потери экипажем контроля за высотой и скоростью полета при заходе на посадку ночью в СМУ при сочетании следующих факторов:
    • нарушение взаимодействия между членами экипажа, явившееся следствием как неполного выполнения предпосадочной подготовки, не обеспечившего четкого распределения функций по контролю за полетом между членами экипажа, так и недостаточным опытом летной работы на самолете Ан-12 у второго пилота и штурмана корабля;
    • нарушение технологии работы экипажем при полете по глиссаде:
    а) второй пилот принятую на себя функцию по выдерживанию скорости полета по глиссаде практически не выполнял и управлял режимами работы двигателей с нарушением требований РЛЭ Ан-12, что привело к недопустимому снижению поступательной скорости и увеличению вертикальной скорости снижения;
    б) штурман корабля выдавал нечеткие команды по выдерживанию курса, не производил оценку высоты, поступательной и вертикальной скорости снижения и не обеспечил своевременного информирования экипажа об опасном отклонении этих параметров от расчетных значений;
    в) бортмеханик работу силовых установок не контролировал и за правильным использованием режимов работы двигателей не следил.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.