Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-8 Тюменского УГА в районе п. Сеяха (ЯНАО)
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  17 ноября 1984 г.
Время:  18:01
Страна:  СССР
Место происшествия:  Тюменская область, ЯНАО, Ямальский район, близ п. Сеяха
Тип ВС:  Ми-8
Регистрация ВС:  СССР-22321
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Тюменское УГА, Мыс-Каменский ОАО
 


Описание
    Экипаж Мыс-Каменского ОАО выполнял почтово-пассажирский полет по маршруту Мыс Каменный - Яптиксале - Сеяха - Сабетта - Тамбей - Дровяная - оз. Белый - Сабетта - Сеяха - Яптиксале - Мыс Каменный.
    Взлет в а/п Мыс Каменный произведен в 07:17 мск. В 15:17 мск, на обратном полете, произведена посадка в пос. Сеяха. В 16:00 экипаж в ночью в простых метеоусловиях (ветер 250° 5 м/с, ясно, видимость 10 км, температура -25°С) начал производить взлет с МК=270°. На борту находилось 12 пассажиров и 330 кг почты и груза.
    В течение первых 44 секунд взлет происходил без особенностей и без отклонений параметров взлета от рекомендованных РЛЭ. После 44-й секунды, на скорости около 110 км/ч и на высоте около 100 м у вертолета появился правый крен и правый разворот. В дальнейшем скорость полета продолжала возрастать. На 56-й секунде, на скорости 165 км/ч, экипаж уменьшил шаг на 1°, что замедлило темп прироста скорости. На 59-й секунде крен достиг 17°, затем нелинейно (колебательно) снижался и к 67-й секунде составлял 1-1,5° вправо. С 68-й по 70-ю секунду крен резко увеличился до 12°, затем до 84 секунды нелинейно (колебательно) увеличился до 20°, после чего за 4 секунды энергично увеличился до 45° и принял необратимый характер.
    В процессе правого разворота вертолет перешел на снижение по спирали, потерял высоту и с правым креном около 45°, углом тангажа около 17° на пикирование, на скорости около 250 км/ч с углом траектории около 11° столкнулся с землей в заснеженной тундре и полностью разрушился, продвинувшись по земле на 160 м. Экипаж и пассажиры погибли. Катастрофа произошла в 16:01 мск в 2 км северо-западнее вертодрома пос. Сеяха (190 ум северо-западнее а/п Мыс-Каменный).
    Обычно экипажи после взлета с МК=270° в пос. Сеяха выполняют левый разворот для выхода по кратчайшему расстоянию на курс следования на Яптиксале. Выполнение в данных условиях правого разворота на 44-й секунде полета не является нарушением, но может косвенно свидетельствовать о появлении какого-то усложнения в работе экипажа. В процессе правого разворота вертолет перешел на снижение, однако на сарпограмме не просматривается явных действий экипажа по предотвращению снижения. Незначительное увеличение общего шага до 8° после 76-й секунды уже не могло предотвратить столкновения вертолета с землей. Потеря высоты, увеличение крена до 45° после 68-й секунды (что является выходом за пределы ограничений РЛЭ по крену - 30°) привели к переходу вертолета в правую нисходящую спираль.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 3
Пассажиры 12 12
На земле   0
Всего погибших 15


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета набор высоты
Установленные причины АП причины неизвестны
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-8
Регистрационный номер (id) ВС СССР-22321
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 28.02.1977
Заводской номер ВС 7143
Наработка ВС (часы) 9926
Наработка ВС (циклы) 19270
Силовая установка С97301261 С96101302


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Тюменское УГА, Мыс-Каменский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Сеяха
Пункт назначения Яптиксале
Начальный пункт маршрута Мыс Каменный
Конечный пункт маршрута Мыс Каменный


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Выводы: на 44-й секунде полета по неустановленной причине экипаж допустил потерю поперечной и продольной управляемости вертолетом, которая привела к увеличению правого крена выше допустимого РЛЭ, увеличению угла тангажа на пикирование и входу вертолета в правую крутую нисходящую спираль с резкой потерей высоты и энергичным ростом скорости до максимально допустимой и последующему столкновению вертолета с землей.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Причина авиационного происшествия не установлена. Вероятной причиной катастрофы могло быть отвлечение внимания экипажа от управления вертолетом в полете на неустановленные факторы.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации


Фотографии

 






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.