|
|
|
Катастрофа Ми-8 Тюменского УГА в районе п. Сеяха (ЯНАО) |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 17 ноября 1984 г.
Время: 18:01
Страна: СССР
Место происшествия: Тюменская область, ЯНАО, Ямальский район, близ п. Сеяха
Тип ВС: Ми-8
Регистрация ВС: СССР-22321
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Тюменское УГА, Мыс-Каменский ОАО
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж Мыс-Каменского ОАО выполнял почтово-пассажирский полет по маршруту Мыс Каменный - Яптиксале - Сеяха - Сабетта - Тамбей - Дровяная - оз. Белый - Сабетта - Сеяха - Яптиксале - Мыс Каменный.
Взлет в а/п Мыс Каменный произведен в 07:17 мск. В 15:17 мск, на обратном полете, произведена посадка в пос. Сеяха. В 16:00 экипаж в ночью в простых метеоусловиях (ветер 250° 5 м/с, ясно, видимость 10 км, температура -25°С) начал производить взлет с МК=270°. На борту находилось 12 пассажиров и 330 кг почты и груза.
В течение первых 44 секунд взлет происходил без особенностей и без отклонений параметров взлета от рекомендованных РЛЭ. После 44-й секунды, на скорости около 110 км/ч и на высоте около 100 м у вертолета появился правый крен и правый разворот. В дальнейшем скорость полета продолжала возрастать. На 56-й секунде, на скорости 165 км/ч, экипаж уменьшил шаг на 1°, что замедлило темп прироста скорости. На 59-й секунде крен достиг 17°, затем нелинейно (колебательно) снижался и к 67-й секунде составлял 1-1,5° вправо. С 68-й по 70-ю секунду крен резко увеличился до 12°, затем до 84 секунды нелинейно (колебательно) увеличился до 20°, после чего за 4 секунды энергично увеличился до 45° и принял необратимый характер.
В процессе правого разворота вертолет перешел на снижение по спирали, потерял высоту и с правым креном около 45°, углом тангажа около 17° на пикирование, на скорости около 250 км/ч с углом траектории около 11° столкнулся с землей в заснеженной тундре и полностью разрушился, продвинувшись по земле на 160 м. Экипаж и пассажиры погибли. Катастрофа произошла в 16:01 мск в 2 км северо-западнее вертодрома пос. Сеяха (190 ум северо-западнее а/п Мыс-Каменный).
Обычно экипажи после взлета с МК=270° в пос. Сеяха выполняют левый разворот для выхода по кратчайшему расстоянию на курс следования на Яптиксале. Выполнение в данных условиях правого разворота на 44-й секунде полета не является нарушением, но может косвенно свидетельствовать о появлении какого-то усложнения в работе экипажа. В процессе правого разворота вертолет перешел на снижение, однако на сарпограмме не просматривается явных действий экипажа по предотвращению снижения. Незначительное увеличение общего шага до 8° после 76-й секунды уже не могло предотвратить столкновения вертолета с землей. Потеря высоты, увеличение крена до 45° после 68-й секунды (что является выходом за пределы ограничений РЛЭ по крену - 30°) привели к переходу вертолета в правую нисходящую спираль.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
3 |
3 |
Пассажиры |
12 |
12 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
набор высоты |
Установленные причины АП |
причины неизвестны |
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ми-8 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-22321 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
28.02.1977 |
Заводской номер ВС |
7143 |
Наработка ВС (часы) |
9926 |
Наработка ВС (циклы) |
19270 |
Силовая установка |
С97301261 С96101302 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Транспортный |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Тюменское УГА, Мыс-Каменский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Сеяха |
Пункт назначения |
Яптиксале |
Начальный пункт маршрута |
Мыс Каменный |
Конечный пункт маршрута |
Мыс Каменный |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Выводы: на 44-й секунде полета по неустановленной причине экипаж допустил потерю поперечной и продольной управляемости вертолетом, которая привела к увеличению правого крена выше допустимого РЛЭ, увеличению угла тангажа на пикирование и входу вертолета в правую крутую нисходящую спираль с резкой потерей высоты и энергичным ростом скорости до максимально допустимой и последующему столкновению вертолета с землей. |
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Причина авиационного происшествия не установлена. Вероятной причиной катастрофы могло быть отвлечение внимания экипажа от управления вертолетом в полете на неустановленные факторы. |
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
Фотографии
|
|
|
|