Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Аэро-145 Северо-Кавказского ТУ ГВФ в районе Джубги
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  17 июня 1960 г.
Время:  13:20
Страна:  СССР
Место происшествия:  Краснодарский край, 10 км севернее Джубги
Тип ВС:  Aero 145
Регистрация ВС:  СССР-87674
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Северо-Кавказское территориальное управление ГВФ, 241 ОАО
 


Описание
    Пилот 241 ОАО Северо-Кавказского ТУ ГВФ выполнял первый самостоятельный пассажирский рейс по маршруту Краснодар – Сухуми – Краснодар. Взлет в а/п Краснодар произведен в 09:33. В 11:10 произведена посадка в а/п Сухуми. В 11:55 пилот вылетел без загрузки в Краснодар, имея прогноз погоды по всей трассе от 12 до 14 часов: облачность 6-9 баллов кучевая, кучево-дождевая высотой 300-600 м с уменьшением от Адлера до 2-5 баллов, кучевая, слоисто-кучевая высотой 600 м от уровня а/д Сухуми, видимость 4-10 км, перевал Джугба частично закрыт.
    Полет от Сухуми до Адлера выполнялся на высоте 300 м визуально. Из-за отсутствия загрузки в а/п Адлер самолет пропущен аэропортом до Лазаревского, где он произвел посадку в 12:46. На борт взято три пассажира и 30 кг багажа. Полетный вес составлял 1490 кг.
    Взлет в а/п Лазаревское произведен в 12:56 на Краснодар. Следуя визуально на высоте 300 м, в районе Туапсе пилот получил указание от диспетчера КДП Джубги набрать высоту 1300 м и продолжать полет по ПВП. В 13:15 пилот доложил пролет Джубги на высоте 1300 м визуально. После пролета Джубги связь с КДП Джубга была неустойчивой. После запроса диспетчера КДП: «Когда вылетели из Краснодара?» пилот ответил: «Я Вам уже доложил, из Краснодара 09:33 взлет». После этого связи с пилотом больше не было и на запросы диспетчера ответов не последовало.
    В 13:19 диспетчеру КДП поступило сообщение от ПВО о падении самолета вблизи селения Горское без одной плоскости. Принятыми мерами самолет обнаружен на линии пути в лесу в 10 км севернее Джубги на северном склоне горы высотой 420-430 м разрушенным. На расстоянии 315 м обнаружена оторванная левая плоскость с двигателем и шасси, на расстоянии 500 м – капот и обтекатель воздушного винта левого двигателя.
    Часть свидетелей показали, что самолет вывалился из облачности с оторванным крылом. Другая часть свидетелей показала, что самолет вышел из просвета облачности в беспорядочном положении, после чего на некоторое время выровнялся и в этот момент плоскость отделилась от самолета.
    Погода за 13:20, по данным метеостанции Джубга была: облачность 10/2 балла средняя, верхняя, кучевая, разорвано-слоистая высотой 400 м, видимость 20 км, ветер юго-восточный 3 м/с.
    По докладам командиров самолетов Ли-2 и Ан-2, пролетавших в это время перевал Джубга, фактическая погода была: облачность 3-5 баллов, верхняя кромка 1000-1200 м, горы открыты, грозы и грозового положения не было.
    К моменту происшествия полетный вес самолета, по расчетам комиссии, был 1490 кг.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 1
Пассажиры 3 3
На земле   0
Всего погибших 4


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Aero 145
Регистрационный номер (id) ВС СССР-87674
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 30.09.1959
Заводской номер ВС 171504
Наработка ВС (часы) 160
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Северо-Кавказское территориальное управление ГВФ, 241 ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Лазаревское
Пункт назначения Краснодар (Пашковская)
Начальный пункт маршрута Сухуми (Бабушера)
Конечный пункт маршрута Краснодар (Пашковская)


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причиной катастрофы является разрушение самолета в воздухе в результате воздействия на него аэродинамических перегрузок, при которых был разорван центроплан самолета вдоль хорды первой нервюры с изломом обоих лонжеронов и обшивки. При этом левая плоскость с оторванным центропланом и мотором отделилась от самолета.
    Истинную причину разрушения самолета в воздухе комиссией не установлено, однако у комиссии есть предположения:
    1) Разрушение самолета произошло в результате недостаточной прочности конструкции центроплана при воздействии на него динамических нагрузок.
    2) Потеря пространственного положения пилотом при полете в кучевой облачности, при выходе из которой он допустил резкое взятие штурвала на себя, вследствие чего создались аэродинамические перегрузки, приведшие к разрушению центроплана.
    Заключение НИИ ГВФ:
    1) Разрушение центроплана левой консоли крыла самолета произошло вследствие действия на конструкцию крыла однократной разрушающей нагрузки.
    2) Разрушение центроплана не связано с качеством материала основных элементов конструкции крыла.
    Это вторая катастрофа за время эксплуатации самолетов данного типа в СССР, связанная с потерей ориентировки в облаках (первая в апреле 1960 г в районе Актюбинска). Причинами подобных случаев могли быть:
    1) Имеющееся на самолетах навигационное оборудование не обеспечивает безопасности полетов в реальных условиях эксплуатации. Имеют место случаи отказов или плохой работы авиагоризонтов ЛУН-1201 с магнитным арретиром самолета СА-45. На самолете СА-145 установлен авиагоризонт с обратными показаниями по тангажу (истребительного типа), что требует определенного навыка от летного состава к этому прибору и создает трудности при полетах в сложной обстановке.
    2) Недостаточная подготовка летного состава к полетам на этом типе в сложных метеоусловиях, в частности, в облачности.
    Выводы НИИ ГВФ: Разрушение в полете самолета произошло вследствие создания перегрузки, превышающей разрушающую (расчетную). Такая перегрузка могла возникнуть лишь при воздействии пилота на органы управления самолетом при попытке вывести самолет из установившегося полета после сваливания. Для создания такой перегрузки пилот должен был приложить к штурвалу усилие 70-85 кг.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.