Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-12Б Тюменского УГА близ Сургута
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  31 января 1971 г.
Время:  04:41
Страна:  СССР
Место происшествия:  Тюменская область, ХМАО, 13,6 км севернее аэропорта Сургут
Тип ВС:  Ан-12Б
Регистрация ВС:  CCCP-12996
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Тюменское УГА, 2-й Тюменский ОАО
 


Описание
    Экипаж 259 летного отряда произвел взлет в а/п Тюмень в 01:25 мск. Полет проходил на эшелоне 6 000 м. Целью полета была перевозка груза – 12 тонн свежемороженой рыбы (сельдь тихоокеанская) в коробках. На борту находился сопровождающий груз.
    На удалении 120 км от а/п Сургут экипаж вышел на связь с диспетчером РДП Сургут и получил погоду за 02:30 – облачность 10/10 слоистая, 240 м, видимость 6 км, ветер 200° 4 м/с, t=-7°, влажность 87%.
    На удалении 100 км от аэропорта экипаж получил команду снижаться до 4 500 м. На этой высоте, на удалении 80 км от а/п Сургут, экипаж перешел на связь с диспетчером подхода, который разрешил снижение до 1 200 м. Затем экипаж перешел на связь с диспетчером СДП.
    В 02:34:30 экипаж доложил о занятии эшелона 1 200 м и получил условия посадки: давление 766 мм рт.ст., ветер 190-200° 5 м/с, посадочный курс 180°, высота облачности 240 м. При снижении с 1 200 м в 02:35:30 примерно на высоте 800-900 м экипаж доложил сильное обледенение, а примерно через минуту – очень сильное обледенение. При этом, по данным расшифровки внутрикабинных переговоров, командиру экипажа было доложено, что вся противообледенительная система включена (обогрев плоскостей, оперения и ВНА двигателей).
    В 02:37:12 экипаж доложил о занятии 600 м, а в 02:39:35 начал третий разворот на высоте 400 м. За 10-15 сек. до окончания третьего разворота, который выполнялся на приборной скорости 330 км/ч с креном 15°, начались ненормальности в поведении самолета. В 02:40:25 экипажем произнесено: «Что-то двигатели потряхивать начали». Вероятно, это возникла тряска срывного характера.
    Сразу после окончания третьего разворота в 02:40:39 КВС подал команду: «Закрылки 15». Через 2 секунды после вывода самолета из левого крена в конце разворота возникла тенденция к самопроизвольному кренению. Предположительно, это поведение самолета было расценено командиром корабля как результат несинхронного выпуска закрылков, поэтому, через 5 секунд после команды на выпуск закрылков, КВС приказал убрать их. В 02:40:45 экипаж заметил уменьшение скорости с 330 до 310 км/ч, несмотря на увеличение режима работы двигателей.
    Экипажу пришлось сначала незначительно отклонить элероны последовательно на вывод из правого и левого крена, а затем резко отклонить их почти полностью на вывод из правого крена и на вывод из левого крена. В последние 15 секунд падения скорость сначала удерживалась 300-310 км/ч, а затем, к моменту столкновения с землей в 02:41:04, достигла 395 км/ч.
    Самолет столкнулся с землей в 13,6 км севернее а/п Сургут с большим левым креном (до 90°), полностью разрушился и сгорел. Часть обломков найдена подо льдом на дне озера. Хвостовая часть полузатонула в озере в перевернутом положении.
    При столкновении с землей все двигатели работали на режиме, близком к взлетному, краны противообледенительной системы крыла находились во включенном положении, а краны отбора воздуха от двигателей были открыты на 10-15%.
    В процессе сваливания экипаж пытался выводить из резкого снижения взятием штурвала на себя с перегрузкой 1,8-1,9. В условиях полета, при которых начались ненормальности в поведении самолета, коэффициент подъемной силы был равен 0,96, т.е. запас по перегрузке до сваливания с чистым крылом равен 0,7. Таким образом, сваливание произошло из-за значительного понижения несущих свойств крыла в результате искажения его профиля отложением льда на носке крыла.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 6 6
Пассажиры 1 1
На земле   0
Всего погибших 7


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-12Б
Регистрационный номер (id) ВС CCCP-12996
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 31.08.1970
Заводской номер ВС 00347403
Наработка ВС (часы) 391
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка Н 2026158 Н 2036204 Н 2026171 Н 2026166


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Грузовой
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Тюменское УГА, 2-й Тюменский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Тюмень (Рощино)
Пункт назначения Сургут
Начальный пункт маршрута Тюмень (Рощино)
Конечный пункт маршрута Сургут


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причиной катастрофы явилось сваливание при заходе на посадку сразу же после окончания третьего разворота в результате отложения льда на носке крыла. Образование льда на крыле имело место вследствие неполного открытия кранов отбора воздуха от двигателей и интенсивного обледенения.
    Другие причины:
    1) Отсутствие у экипажа возможности контроля наличия льда на крыле и открытого положения заслонок кранов отбора воздуха от двигателей
    2) Недостаточно четкие рекомендации по пользованию отбором воздуха от двигателей в условиях обледенения, изложенные в «Инструкции экипажу самолета Ан-12» (гл. «Эксплуатация противообледенительных систем»), а также во «Временно дополнении к РЛЭ самолетов Ан-10 и Ан-10А по изменению порядка включения отбора воздуха для систем кондиционирования № 27/4-224 от 19.10.1970 г., распространенные на самолет Ан-12 в январе 1971 г.
    3) Отсутствие рекомендаций экипажу по пилотированию самолета Ан-12 в условиях интенсивного обледенения.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     После выяснения причин катастроф самолетов СССР-11000 и СССР-12996 с целью недопущения в будущем подобных авиапроисшествий была произведена доработка системы управления отбором воздуха, в том числе введена сигнализация полного открытия кранов. Проведены испытания по уточнению аэродинамических характеристик Ан-12 в условиях обледенения. Внесен ряд изменений в руководящие документы ГА.
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.